На совещание пришел робот
Российские сервисы на рынке услуг видео-конференц-связи продолжают усиливать позиции. И дело не только в недоверии к западным решениям, но и в расширении функционала отечественных продуктов. Однако самые захватывающие перспективы в общении через компьютер связаны с внедрением технологий искусственного интеллекта
Робот подскажет, как лучше донести мысль до собеседника во время онлайн-встречи, переведет речь иностранца и составит краткое резюме важного обсуждения. На рынке услуг видео-конференц-связи (ВКС), и без того активно растущем, ждут появления нового функционала, связанного с технологиями искусственного интеллекта.
Еще во времена пандемийных локдаунов люди поняли, как удобно проводить деловые встречи онлайн, не вставая с дивана. Поэтому даже после отмены всех ограничений и сокращения доли удаленной работы сервисы ВКС продолжают активно развиваться. По прогнозам TelecomDaily, выручка российского рынка видео-конференц-связи по итогам текущего года вырастет на 25% — с 19,7 млрд рублей в 2023-м до 24,5 млрд в 2024-м. Ранее рынок тоже демонстрировал внушительные результаты (см. график 1).
Устойчивый тренд в сегменте ВКС — увеличение доли российских решений. Мировые гиганты, такие как Zoom и Skype, постепенно теряют свои позиции в стране. И связано это не только с санкциями и усилением геополитической напряженности. Отечественные сервисы заявили о себе еще до начала СВО: по данным CNews, в 2020 году доля российских ВКС-продуктов на рынке корпоративных коммуникаций в РФ оценивалась в 20%, в 2021-м подросла до 25%, по итогам 2022 года, после ухода западных IT-компаний из России, подскочила до 50%, а сейчас оценивается уже в 70% (см. график 2).
В реестре российского программного обеспечения официально числится свыше двух сотен продуктов, связанных с онлайн-конференциями. Около десятка из них рвутся в верхние строчки рейтингов. Недавно TelecomDaily провел опрос среди примерно тысячи россиян, занимающих руководящие должности или владеющих бизнесом, о том, какие решения ВКС они применяют в своей работе. Выяснилось, что из 12 самых популярных сервисов восемь созданы отечественными компаниями. Лидируют по-прежнему иностранные Zoom (67,5%) и Skype (44,3%), но уже на третьем месте идет «Яндекс.Телемост», который использует почти каждый пятый (19%) бизнесмен. Неплохие позиции и у других разработчиков: «МТС Линк», «VK Звонки», SberJazz, VK Teams. Зарубежные Google Meet и Microsoft Teams получили 8,8 и 6,3% голосов соответственно (см. график 3).
Тысяча участников
Безусловно, рост популярности российских ВКС связан прежде всего с недоверием к решениям из недружественных стран. Если физические лица в частном онлайн-общении все еще предпочитают Zoom или Skype, то корпоративные пользователи уже осознают, что использование таких сервисов в работе может привести к утечке важной коммерческой информации за границу. Государственным структурам, компаниям с госучастием, предприятиям, связанным с критически важной инфраструктурой (КВИ), а также образовательным организациям уже давно предписано пользоваться отечественным софтом в сфере удаленных коммуникаций. К независимому бизнесу госорганы регулярно обращаются с призывами последовать этому примеру: например, Минпромторг с осени 2022 года настойчиво рекомендует российским предприятиям отказаться от иностранных систем ВКС. «Мы видим, что на корпоративном рынке растет недоверие к зарубежным сервисам ВКС. Появляется все больше отечественных приложений, которые без труда находят своих пользователей», — комментирует Денис Кусков, генеральный директор TelecomDaily. «Одно из главных преимуществ отечественных ВКС — безопасность и защита данных, — соглашается