Как в России создали лучшие в мире вездеходы

ТехИнсайдерHi-Tech

Моделист-конструктор

Как в России создали лучшие в мире вездеходы

Текст: Артем Ачкасов

Фото: Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

Разработанные еще в СССР гусеничные и колесные машины считались весьма неприхотливыми и отличающимися невероятной проходимостью. Сегодня постройкой вездеходов в России занимаются сотни компаний, в одной только Вологодской области их десятки. Но безусловная величина среди конструкторов таких машин – Алексей Гарагашьян, которого называют деревенским самоучкой, хотя это совсем не так.

Разработки Гарагашьяна легли в основу популярнейших «Шерпов», а также их современной версии – «Архантов». Да что там, вездеходостроители всего мира разобрали идеи Алексея по косточкам: предложенные им конструкции всегда отличались изяществом инженерной мысли, малым весом и демонстрировали прекрасные характеристики. Как же деревенский парень мог придумать такое?

Алексей Гарагашьян штурмует реку на полноприводном мотоцикле «Белый», 1991 год.

Легенда неодолимого болота

Секрет в том, что Алексей Гарагашьян родился вовсе не в деревне. По материнской линии он коренной питерец. Родители познакомились во время учебы в одном из старейших вузов страны – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.

Юный Алексей посещал английскую и художественную школы. Некоторое время учился в ленинградском Политехе по специальности «гусеничные и колесные машины», но потом бросил институт: спорт победил. Мотокросс, мотомногоборье, мототуризм, триал – Гарагашьян не только гонял, но и создавал собственную технику, о его разработках писали в журналах «За рулем» и «Моделист-конструктор».

Вездеход «ДИФ» совместил бортоповоротную схему и простоту конструкции.

Первый проект инженера-самоучки, получивший широкую известность в 1991 году, эндуро-мотоцикл «Белый», стал уже 12-й моделью, придуманной Алексеем. Полноприводный «Белый» с 12 передачами в коробке был не просто прототипом – на нем конструктор день за днем лично преодолевал экстремальные маршруты. Проезд легендарного Неодолимого болота первым в абсолюте на «Ладоге Трофи» сделал создателя модели-победительницы объектом пристального внимания.

Деревенский левша

В возрасте 25 лет – в разгар развала страны – Алексей с женой Ольгой переехал в глушь, подальше от суеты. «Зимой без вездехода или лыж от дома не отойти. Именно тогда я и начал делать вездеходы», – вспоминает Гарагашьян. Денег было мало, так что в ход шло все, что валялось вокруг соседних деревень. Редукторы удалось открутить с брошенной сельскохозяйственной техники, двигатель – с мотоцикла «Урал», мосты от БТР нашлись среди вторчермета.

Артем Ачкасов; личный архив А. М. Гарагашьяна

После постройки легкого мотоцикла «Барс» с алюминиевой рамой-монококом инженер сосредоточился на вездеходах. Сначала он построил машину с сочлененной рамой, а затем модель с «ломающейся» рамой на камерах от машины залпового огня «Ураган». Новый вездеход с прицепом не только мог проехать где угодно, но и плавал, как пробка. 750-килограммовая махина с камерами от Т150 вместо шин и мотором от «Урала» оснащалась цепным приводом на задние колеса и прямым приводом через редуктор на передние. Конструкция показала себя с лучшей стороны. «Этот вездеход из воды на лед выбирался – не в пример нашим современным. Словно на джипе на тротуар заезжаешь!» – вспоминает Алексей.

ПРостой, как автомат Калашникова

Спокойная деревенская жизнь закончилась через 12 лет – во многом благодаря Ольге, не готовой смириться с тем, что ее муж, гениальный конструктор, зарывает свой талант в землю. Постройка вездеходов начала обретать призрачные коммерческие очертания. У модели «Чебуратор» 2007 года уже были нормальные шины низкого давления – «Арктиктранс-1400». С этой машиной Гарагашьян получил первые заказы – на прокладку трасс гонок и работу по ЛЭП. Всего было собрано шесть экземпляров. Инженеру хотелось перейти с цепей на мосты, но смущала надежность доступных комплектующих. Тогда он вывел самую простую схему вездехода: «Два моста от джипов сварены между собой двумя трубами-лонжеронами. Поскольку мосты являются частью рамы, общий вес конструкции снижается. Между мостами располагается двигатель с переднеприводной коробкой и два привода – на передний и задний редукторы. Такую схему осилит большинство любителей: здесь не требуется большого количества деталей собственного изготовления. Бортоповоротный вездеход только кажется кубиком на больших колесах. Начнем с того, что нужно приспособить механизм поворота, а он, как правило, не приспосабливается, его нужно везде изменять. Аналогичная ситуация со ступичными узлами, цепным приводом. Важно соблюдать правильную геометрию. А моя машинка с двумя лонжеронами из 108-й трубы и двумя мостами от "Патруля" поедет, даже если сварить ее криво».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Наиболее интересные выступления из конференции CG Event

Популярная механика
Треугольник печали Треугольник печали

Как устроены любовные треугольники

Men Today
Вакуумный корабль Вакуумный корабль

Отличным грузовым транспортом могут стать дирижабли, наполненные вакуумом

ТехИнсайдер
Хождение по мухам Хождение по мухам

Как испортился квартирный вопрос и что с этим делать

Weekend
Разум толпы Разум толпы

Усредненный прогноз группы может быть более точным, чем суждения специалистов

ТехИнсайдер
Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким» Академик Евгений Чойнзонов: «Путь к онкологу должен быть коротким»

Томская онкология известна далеко за пределами России

Наука
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

«Квантовый компьютер – атомная бомба XX века»

ТехИнсайдер
Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс

Когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем

РБК
Нечаянный император Нечаянный император

Николай I — царящий надо всеми жандарм, исполняющий свой государственный долг

Дилетант
«В станкостроении науки не существует» «В станкостроении науки не существует»

Прикладной науке, в советском понимании, в современно мире места быть не может

Монокль
Чумной форт Чумной форт

История вакцинации против опасных инфекционных заболеваний

Дилетант
Дружба с Канье Уэстом и сотрудничество с мировыми брендами: чем известен дизайнер Гоша Рубчинский Дружба с Канье Уэстом и сотрудничество с мировыми брендами: чем известен дизайнер Гоша Рубчинский

Чем прославился российский дизайнер Гоша Рубчинский  — в материале «Сноба»

СНОБ
Взвешенный подход Взвешенный подход

Новые теоретические и практические основы похудения

Men’s Health
От древности до петровских времен От древности до петровских времен

История Вологодской области: от войн княжеств до петровских реформ

ФедералПресс
Император и историческая память Император и историческая память

Как Карл Великий превратился во «второго короля Артура»

Знание – сила
Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн Инновации, рожденные из боли: как соединить медицину и дизайн

Как личная практика подтолкнула героя на создание революционных технологий

ФедералПресс
Очень мутные дела Очень мутные дела

«Сны Алисы»: проблемы подростков в условиях паранормального русского Севера

Weekend
Доходность не ржавеет Доходность не ржавеет

Как правильно инвестировать в коллекционные монеты

Деньги
5 шагов в будущее 5 шагов в будущее

Эти открытия изменят медицину и продлят жизнь

Men Today
А теперь начнем сначала А теперь начнем сначала

Истории людей, прошедших дорогой перемен

Men Today
В банде только девушки В банде только девушки

«Контрабандистки»: корейское криминальное ретро с женским характером

Weekend
«Грызня», «Одни из нас», «Быть присяжным» и не только: 20 лучших зарубежных сериалов 2023 года «Грызня», «Одни из нас», «Быть присяжным» и не только: 20 лучших зарубежных сериалов 2023 года

20 главных иностранных сериалов 2023 года: от «Одни из нас» до «Капли бога»

Правила жизни
Беспощадный космос Беспощадный космос

Какие смертельные опасности таит в себе космос?

Зеркало Мира
Точка и шар. Что может быть общего между ними? Точка и шар. Что может быть общего между ними?

Что, если взглянуть на квантовые точки с новой точки зрения?

Наука и жизнь
Мы из будущего Мы из будущего

Кто же такие эти промт-дизайнеры или AI-тренеры?

ТехИнсайдер
Умный дом: как российские технологии преображают жилище Умный дом: как российские технологии преображают жилище

Чем хороши умные дома по-русски

ФедералПресс
«Большая дубинка» дяди Сэма «Большая дубинка» дяди Сэма

Современные авианосцы – это крупные корабли в составе военно-морского флота

Наука и техника
Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь» Милош Бикович: «Если ты сам себя не удивляешь, ты уже ни кого не удивишь»

Актер Милош Бикович — о ностальгии и «ярмарке тщеславия»

VOICE
Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского Жизнь как путь: дороги Николая Гарина-Михайловского

Николай Гарин-Михайловский: романтик, влюбленный в железные дороги

Знание – сила
Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить Чай, сжигающий жир на животе: какой напиток выбрать и как его правильно пить

Есть продукты, ускоряющие избавление от висцерального жира

VOICE
Открыть в приложении