Моделист-конструктор
Как в России создали лучшие в мире вездеходы
Разработанные еще в СССР гусеничные и колесные машины считались весьма неприхотливыми и отличающимися невероятной проходимостью. Сегодня постройкой вездеходов в России занимаются сотни компаний, в одной только Вологодской области их десятки. Но безусловная величина среди конструкторов таких машин – Алексей Гарагашьян, которого называют деревенским самоучкой, хотя это совсем не так.
Разработки Гарагашьяна легли в основу популярнейших «Шерпов», а также их современной версии – «Архантов». Да что там, вездеходостроители всего мира разобрали идеи Алексея по косточкам: предложенные им конструкции всегда отличались изяществом инженерной мысли, малым весом и демонстрировали прекрасные характеристики. Как же деревенский парень мог придумать такое?
Легенда неодолимого болота
Секрет в том, что Алексей Гарагашьян родился вовсе не в деревне. По материнской линии он коренной питерец. Родители познакомились во время учебы в одном из старейших вузов страны – Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной.
Юный Алексей посещал английскую и художественную школы. Некоторое время учился в ленинградском Политехе по специальности «гусеничные и колесные машины», но потом бросил институт: спорт победил. Мотокросс, мотомногоборье, мототуризм, триал – Гарагашьян не только гонял, но и создавал собственную технику, о его разработках писали в журналах «За рулем» и «Моделист-конструктор».
Первый проект инженера-самоучки, получивший широкую известность в 1991 году, эндуро-мотоцикл «Белый», стал уже 12-й моделью, придуманной Алексеем. Полноприводный «Белый» с 12 передачами в коробке был не просто прототипом – на нем конструктор день за днем лично преодолевал экстремальные маршруты. Проезд легендарного Неодолимого болота первым в абсолюте на «Ладоге Трофи» сделал создателя модели-победительницы объектом пристального внимания.
Деревенский левша
В возрасте 25 лет – в разгар развала страны – Алексей с женой Ольгой переехал в глушь, подальше от суеты. «Зимой без вездехода или лыж от дома не отойти. Именно тогда я и начал делать вездеходы», – вспоминает Гарагашьян. Денег было мало, так что в ход шло все, что валялось вокруг соседних деревень. Редукторы удалось открутить с брошенной сельскохозяйственной техники, двигатель – с мотоцикла «Урал», мосты от БТР нашлись среди вторчермета.
После постройки легкого мотоцикла «Барс» с алюминиевой рамой-монококом инженер сосредоточился на вездеходах. Сначала он построил машину с сочлененной рамой, а затем модель с «ломающейся» рамой на камерах от машины залпового огня «Ураган». Новый вездеход с прицепом не только мог проехать где угодно, но и плавал, как пробка. 750-килограммовая махина с камерами от Т150 вместо шин и мотором от «Урала» оснащалась цепным приводом на задние колеса и прямым приводом через редуктор на передние. Конструкция показала себя с лучшей стороны. «Этот вездеход из воды на лед выбирался – не в пример нашим современным. Словно на джипе на тротуар заезжаешь!» – вспоминает Алексей.
ПРостой, как автомат Калашникова
Спокойная деревенская жизнь закончилась через 12 лет – во многом благодаря Ольге, не готовой смириться с тем, что ее муж, гениальный конструктор, зарывает свой талант в землю. Постройка вездеходов начала обретать призрачные коммерческие очертания. У модели «Чебуратор» 2007 года уже были нормальные шины низкого давления – «Арктиктранс-1400». С этой машиной Гарагашьян получил первые заказы – на прокладку трасс гонок и работу по ЛЭП. Всего было собрано шесть экземпляров. Инженеру хотелось перейти с цепей на мосты, но смущала надежность доступных комплектующих. Тогда он вывел самую простую схему вездехода: «Два моста от джипов сварены между собой двумя трубами-лонжеронами. Поскольку мосты являются частью рамы, общий вес конструкции снижается. Между мостами располагается двигатель с переднеприводной коробкой и два привода – на передний и задний редукторы. Такую схему осилит большинство любителей: здесь не требуется большого количества деталей собственного изготовления. Бортоповоротный вездеход только кажется кубиком на больших колесах. Начнем с того, что нужно приспособить механизм поворота, а он, как правило, не приспосабливается, его нужно везде изменять. Аналогичная ситуация со ступичными узлами, цепным приводом. Важно соблюдать правильную геометрию. А моя машинка с двумя лонжеронами из 108-й трубы и двумя мостами от "Патруля" поедет, даже если сварить ее криво».