«Автор неизвестен»: объективная ценность произведения искусства
В Музее русского импрессионизма открылась выставка живописи и графики неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века
«Автор неизвестен» предлагает эксперимент — воспринимать произведения искусства почти утраченным способом. Ее посетители увидят картины, чье авторство не установлено. О нем можно только приблизительно догадываться — по манере исполнения. История изобразительного искусства представляет собой напластование самых разнообразных стилей восприятия действительности. В разные периоды художники открывали для себя новые грани реальности и самые разнообразные способы ее изображения. В какой-то момент один из них мог стать доминирующим и к нему начинало прибегать множество художников, тем самым создавая стилистическую окраску того или иного периода в истории живописи. Отсюда проистекает самый очевидный способ узнавания картины: даже неопытный зритель может на подсознательном уровне определить приблизительное время ее написания. Во всяком случае, для того чтобы отличить картины старых мастеров от произведений современных художников, не требуются глубокие знания — иногда достаточно одного взгляда на полотно.
Но этого не хватит, чтобы определить, кто именно написал картину. Как только художнику удается выработать манеру письма, пользующуюся спросом у коллекционеров живописи, сразу появляется вереница подражателей. Иногда сам художник прибегает к помощи подмастерьев, чтобы создать ту или иную работу, и следит только за тем, чтобы они в точности воспроизводили его манеру. Эта практика и по сей день распространена как в живописи, так и в музыке и литературе. Авторство в искусстве может быть условным. Имя художника, в большинстве случаев определяющее стоимость картины, — это чаще всего бренд, который уже сформировавшейся репутацией гарантирует, что картина обладает и художественной ценностью, и материальной. Нет бренда — нет продаж. Как бы ни был талантлив художник, он не сможет продать картины дороже их себестоимости, до тех пор пока не сделает свое имя узнаваемым на арт-рынке. Печальный пример Ван Гога, которому не удалось при жизни продать ни одной картины, тому подтверждение.