Ужасная красавица
На заре космонавтики с Венерой связывали большие надежды. Ученые и писатели-фантасты видели в ней практически близнеца Земли. Плотный облачный покров долго скрывал от людей настоящий характер этой планеты – суровый, если не сказать жестокий. Однако другой Венеры у нас нет, и, даже узнав истинный облик нашей ближайшей соседки, мы по-прежнему мечтаем получше с ней познакомиться.
Поначалу информации о Венере действительно было маловато, и, как это обычно случается, дефицит знаний восполнялся гипотезами разной степени фантастичности. Раз эта планета схожа с Землей размером, массой и плотностью, то и условия на ней могут быть аналогичные. Конечно, Венера ближе к Солнцу, но не так уж сильно. Скорее всего, ей достается чуть больше тепла, а значит, там жаркий тропический климат. Исходя из этого допущения, писатели представляли планету покрытой девственными лесами и населяли ее ящерами, вольно или невольно воссоздавая юность Земли. С не меньшим энтузиазмом смотрели на Венеру и ученые. Лететь туда ближе и проще, чем к Марсу, рассуждали они, следовательно, эта планета удобнее для освоения.
Увы, реальность разрушила все эти теории. Начиная с первого радиолокационного исследования, проведенного в начале 1960-х, человечество сильно продвинулось в изучении своей соседки. И оказалось, что она похожа на Землю не больше, чем Люк Скайуокер на Дарта Вейдера. При всей схожести размеров и орбит две планеты являются почти антагонистами.
Мертвый мир
Вокруг своей оси Венера вращается гораздо медленнее Земли. Местные сутки составляют 243 земных – больше, чем местный же год, то есть период оборота вокруг Солнца. Более того, светило здесь восходит на западе, а заходит на востоке: Венера кружится в направлении, противоположном большинству планет Солнечной системы. Предполагается, что это произошло из-за глобальной катастрофы – скорее всего, столкновения с другим небесным телом. Удар мог изменить вращение Венеры, разрушить ее спутники, обломки которых упали на поверхность планеты, дестабилизировать глобальное магнитное поле.
Есть и более экзотические теории, объясняющие различия между соседними мирами. Согласно одной из них, гипотетическим «потерянным спутником» Венеры мог быть Меркурий. Разорвав путы притяжения материнской планеты, он вышел на собственную гелиоцентрическую орбиту ближе к Солнцу, что также могло спровоцировать изменения во вращении Венеры. Еще более разительно несхожи земная и венерианская атмосферы. Условный космонавт, оказавшийся на соседней планете, не почувствовал бы серьезных перемен в силе тяжести, но воздух сказал бы ему о многом. Атмосфера здесь почти целиком (на 96%) состоит из углекислого газа. В тропосфере, нижней и самой плотной части, его температура поднимается выше 450 °С, а давление достигает 90 бар – на Земле такое давление возможно лишь на километровой глубине. Слегка преувеличивая, можно сказать, что Венера покрыта океаном CO2, проявляющего отчасти свойства газа, отчасти – жидкости.
Чем дальше от поверхности, тем ниже температура и меньше давление. Здесь властвуют неутихающие бури со скоростью ветра около 100 м/с. На высоте Венера – сплошной воющий клубок ураганов. Они эффективно распределяют тепло по всей площади планеты, поэтому температуры на ее дневной и ночной сторонах не сильно различаются, несмотря на сутки, длящиеся больше года. И это настоящая адская жара: благодаря сверхплотной атмосфере из углекислого газа парниковый эффект здесь вышел за все разумные рамки. На поверхности Венеры горячее, чем на гораздо более близком к Солнцу, но лишенном атмосферы Меркурии. Из-за абсолютно непроницаемых облаков до сих пор неясно, продолжается ли там вулканическая активность. Но известно, что, когда на Земле зарождались первые моллюски, членистоногие и позвоночные, поверхность молодой Венеры все еще была залита свежей лавой, над которой клубились облака серной кислоты.