«Декабрист» и другие шлумбергеры
Если спросить, какой кактус самый популярный и распространённый в культуре, его-то как раз и не назовут. Потому что ни колючек, ни толстенького стебля, ни причудливых деток-выростов у него нет. Не кактус он, а кустик со множеством сочных листочков и с яркими нарядными цветками, которые появляются на нём зимой у тех, кто ведает секреты выращивания.
И всё-таки это растение — безусловный кактус. У нас его называют «декабристом», во многих странах — «рождественским кактусом», а его ботанически корректное название — Schlumbergera spp., шлумбергера. Как первый по распространённости в мире кактус он заслуживает особого обсуждения. Мало того, что его часто и за кактус не признают, так с ним ещё связано множество ошибок и заблуждений.
Разговор про любой кактус правильно начать с хотя бы небольшого представления кактусов вообще.
Кактусы — ботаническое семейство Кактусовые (Cactaceae), которое входит в порядок Гвоздичные (Caryophyllales). К этому порядку относятся ещё два семейства преимущественно суккулентных растений: Аизооновые (Aizoaceae) и Дидиереевые (Didiereaceae).
Современными филогенетическими исследованиями подтверждено, что кактусы — монофилетическое семейство (то есть все кактусы произошли от одного предка), а формирование и развитие семейства началось в позднем эоцене 30—35 млн лет назад в области современных Центральных Анд.
Предки кактусов были «обычными» лиственными растениями, которые начали эволюировать, осваивая неблагоприятную для растений аридную (засушливую) среду и приобретая комплекс приспособлений для выживания в ней. Так пра-пра-кактусы становились суккулентами. Их суккулентная эволюция шла настолько успешно, что эволюционная радиация семейства стала одной из самых стремительных в царстве растений. Предки современных кактусов дифференцировались, специализировались и вскоре оказались среди наиболее распространённых растений американских пустынь и степей. Комплекс приспособлений придал им конкурентную эффективность не только в засушливых местах произрастания. И вот предки современных кактусов стали победоносно возвращаться в исконные тропические и субтропические леса, где они сформировали внушительную эволюционную кладу эпифитных и литофитных кактусов. В современной системе Кактусовых эта своеобразная группа составляет около 10% всего видового разнообразия семейства.
Существование растений в тропических лесах — постоянная борьба за все ресурсы, которых катастрофически не хватает. За свет, пожалуй, в первую очередь. Эпифитный образ жизни (растение корнями удерживается на стволах и сучьях) позволяет возноситься поближе к солнцу за счёт более мощных соседей. Практически все «лесные» кактусы — эпифиты. При этом — что важно! — они остаются суккулентными и используют все преимущества суккулентности.
Многие эпифитные кактусы хорошо знакомы любителям декоративных и комнатных растений. «Царица ночи», конечно, и прочие селеницереусы, разнообразные кружевные рипсалисы, постоянные обитатели подоконников «филлокактусы» (эпифиллумы и дизокактусы). Но на первом месте, безусловно, шлумбергеры.
Шлумбергеры — «декабристы»
Почему слово «декабристы» в кавычках? Да просто это — не каноническое название: его нет ни в списках ботанических наименований, ни в серьёзных цветоводческих справочниках. Строго говоря, даже не название, а прозвище, пусть и широко распространённое.
В академических русскоязычных изданиях по кактусам обиходным названием «декабрист» обозначается шлумбергера Бакли (Schlumbergera × buckleyi). Это чудесное растение не биологический вид, а природный гибрид (что отражено в непривычном крестике перед названием). Именно его с XIX века (а может, и раньше) выращивают в домах и именно его называли «декабристом» за предновогоднее цветение. «Рождественский кактус» — тоже он.
Долгие годы в отечественном цветоводстве существовала парадоксальная ситуация: в реальности распространена была именно шлумбергера Бакли, в то время как в специальной литературе приводили совсем другой вид, шлумбергера трунката (S. truncata), или шлумбергера усечённая. Для последней предлагали русское, так и не прижившееся, название «кактус-краб» (из-за сходства её зубчатых сегментов с клешнями краба).
Одно время ботаники выделяли шлумбергеру трунката в отдельный род Зигокактус (Zygocactus). Причём пунктуальные немецкие систематики не включали шлумбергеру Бакли в основной список видов рода Шлумбергера (это ж не вид — гибрид, пусть и природный). В результате читающие советские цветоводы, не встречавшие шлумбергеру трунката в культуре и не находившие названия и описания шлумбергеры Бакли в немецких сводках (которые долгое время были основным источником серьёзной информации о растениях), стали называть исконных наших «декабристов»… зигокактусами.
В последние десятилетия ситуация кардинально поменялась: любительское комнатное цветоводство наводнено шлумбергерами трунката — результат успеха коммерческих и селекционных усилий, а шлумбергера Бакли стремительно теряет свои позиции. В итоге многочисленные сорта шлумбергеры трунката сейчас называют и «декабристами», и «зигокактусами», хотя использование обоих этих названий некорректно.