Структура научных революций
Новаторский анализ научного развития
Для кого эта книга?
Стоит посмотреть вокруг – и вы поймете, что множество из тех предметов и явлений, что вы видите вокруг себя, не было даже в помине еще 100, 50, а иногда и еще 10 лет назад! Какие-то процессы, которые мы воспринимаем как должное (взять хотя бы полет на самолете!), долгое время казались людям прошлого невозможными. Изучая историю научных открытий, мы восхищаемся гениями мысли, которые век за веком двигали человечество вперед. Но каждое новое открытие, как выясняет историк и философ Томас Кун, не было логичным продолжением тех процессов, что происходили до него – каждый новый научный прорыв был настоящей революцией! Как выдающиеся деятели прошлого совершали свои открытия, как работают современные ученые, что такое кризис в науке и в чем смысл научных открытий, вы узнаете из нашего обзора.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Структура научных революций» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте, как революции приводят к научному прогрессу
Как развивается наука? Обычно считается, что наука развивается путем небольших постепенных изменений. Мы думаем, что каждый ученый – от философов древности и энтузиастов эпохи Просвещения до современных ученых с их компьютеризированными моделями – развивает и дополняет работу тех, кто был до него.
Это может показаться хорошей моделью постоянного, непрерывного прогресса, но на самом деле, все происходит немного иначе. Согласно теории Томаса Куна, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Каждая масштабная новая идея в науке не опирается на предыдущие – напротив, она полностью вытесняет их. И мы расскажем вам, как именно это происходит.
Из этого обзора вы узнаете:
- почему не могут сосуществовать два взгляда на науку;
- и почему ученые тратят так много времени на устранение пробелов.
Научный прогресс опирается на парадигмы – рамки общепринятых теорий и знаний.
Представьте себе научную лабораторию. Скорее всего, вы увидите изможденного человека в белом халате, который смешивает странные химические вещества в дымящихся пробирках, не зная, что получится в результате эксперимента.
На самом деле, научный метод работает не совсем так. Эксперименты никогда не проводятся случайным образом; ученые точно знают, что они хотят проверить, и часто даже могут предсказать исход до начала эксперимента.
Ученые могут делать такие предсказания, потому что существует научная парадигма. Под парадигмами Томас Кун подразумевает признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Например, ньютоновская физика – это парадигма, которая опирается на законы движения Ньютона.
Такого рода общие знания и дают ученым основу для развития. Принимая некоторые фундаментальные принципы, разработанные в ходе предыдущих исследований, ученые могут сосредоточиться на дополнении уже сложившихся идей, а не на постоянном восстановлении исходной структуры.
Потому что, в конечном счете, парадигма – это каркас. Она не может объяснить всего, поскольку в наших знаниях всегда будут пробелы, а между научной теорией и жесткой реальностью – разрывы.
Вот почему большинство ученых тратят свое время на то, чтобы восполнить пробелы в знаниях и привести теорию в соответствие с реальностью. Например, идеи Ньютона были блестящими, но оборудование, которое он использовал для проведения своих исследований, было устаревшим. И это порождало определенные неясности. В последующие столетия ученые смогли использовать более совершенное оборудование и проводили эксперименты для устранения этих пробелов. Такое тщательное исследование привело нас к более глубокому пониманию законов Ньютона.