Зачем собирать современное искусство? Паблик-ток «РБК Стиль» на Cosmoscow
На выставке Cosmoscow «РБК Стиль» организовал две публичные дискуссии. Речь шла об изменениях арт-рынка и художественных стратегий, настоящем и будущем коллекционирования и самого современного искусства. Приводим основные мысли участников
Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая в этом году прошла в восьмой раз, стала символической точкой отсчета нового сезона — причем не только хронологически, но и качественно. Его художественное наполнение во многом определяется терминами «постизоляция» и «пандемия».
Пандемия, как и любой кризис, находит выражение в искусстве — как в формальных поисках, так и попытках художественного осмысления ее социальных и экзистенциальных аспектов: открытости и закрытости, границах личного и общественного, свободы и контроля. Примеры этого можно было найти в ряде проектов — от крупноформатных живописных масок Алисы Иоффе и инсталляции Екатерины Муромцевой, в котором она воспроизводит самоорганизованную балконную галерею в своей квартире в Загребе, где она оказалась заперта из-за локдауна, до капсульной коллекции одежды «Метаморфозы», созданной при участии известных современных художников и их детей.
И, разумеется, изоляция повлияла на структуру арт-рынка и запустила или ускорила развитие новых тенденций — прежде всего появление новых онлайн-галерей демократичного (в плане стоимости) и не очень искусства. Своими наблюдениями и опытом в этой сфере поделились участники паблик-тока «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок» художник Антон Тотибадзе, основатель арт-платформы Cube Елена Белоногова, коллекционер и создатель проекта «Шар и крест» Максим Боксер и управляющий партнер онлайн-платформы про продаже современного искусства TEO Анна Андронова.
Как ни удивительно, все они сошлись на том, что пандемия не только не разобщила участников арт-рынка, но, наоборот, обернулась новыми связями и партнерствами.
«Мы получили огромную поддержку, и сами многим помогали, — говорит Елена Белоногова. — Пандемия показала, что коллаборация — правильное направление движения. Сейчас идет поиск новых выставочных форматов — возможно, это будет pop-up галерей, не привязанных к определенному месту». Собственно, открывшийся полтора года назад проект Cube, расположенный на -2 этаже гостиницы Ritz-Carlton, изначально воплощает собой коллаборационный принцип. Его галереи-резиденты не только делят общее пространство и ряд связанных с этим затрат, но и разрабатывают и проводят совместные выставочные, образовательные и иные проекты. В кризисные периоды эта модель особенно актуальна.
Между тем, наряду с физическими галереями сегодня искусство можно приобрести онлайн, и, как показал карантин, это весьма востребованная ниша. Весной этого года резко и практически из ниоткуда появился проект Максима Боксера «Шар и крест» — сообщество в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), где за 10-20 тысяч рублей можно купить произведения напрямую от художников уровня Айдан Салаховой и Владимира Дубосарского и гораздо менее известных авторов. Сейчас группа насчитывает более 8 тысяч подписчиков. Как говорит Максим, главный принцип отбора — исключительно волюнтаристский: нравится-не нравится. Во время карантина в день продавалось до 250 работ, сейчас около 50, но даже эта цифра в галерейном бизнесе очень высока.