Дизайн привычных вещей
Когнитивная психология хорошего дизайна
Для кого эта книга?
Многим кажется, что дизайн – это украшательство, способ сделать вещи симпатичнее. На самом деле настоящий дизайн призван сделать нашу жизнь удобнее. Например, знаете ли вы, что шведы потратили десятки лет на изучение домохозяек, чтобы понять, как производить наиболее эффективные и эргономичные предметы мебели и бытовой техники? Они же вычислили оптимальное расположение многих предметов в доме, которое позволяет экономить уйму времени. Научно доказано, что, если вы активно готовите, правильное расстановка так называемого «рабочего треугольника» – плиты, мойки и холодильника – освободит вам несколько часов ежемесячно. Дональд Норман расскажет, как дизайн помогает нам в повседневных делах.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Дизайн привычных вещей» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Секреты, спрятанные в хорошем дизайне.
Вы когда-нибудь были озадачены таким простым устройством, как пульт от телевизора? Или чувствовали стыд после того, как не смогли открыть стеклянную дверь – после трех попыток? Толкать, тянуть или все же толкать? Как же эта штука работает?
Не волнуйтесь, вы ни в чем не виноваты. Проблема не в вашей глупости, а в плохом дизайне.
Чаще всего люди не понимают продукт именно из-за плохого дизайна. Мы расскажем, как правильный дизайн помогает пользователям легко и интуитивно понять новый продукт, и как дизайнеры могут использовать интеллектуальные принципы хорошего дизайна для создания отличных продуктов.
Также вы узнаете:
- как из-за плохого дизайна один человек застрял между двумя стеклянными дверями;
- как найти первопричину любой проблемы – но это потребует некоторой работы;
- как исправление простой ошибки в конструкции помогло спасти жизнь пассажиров самолета.
Сложные в использовании вещи – провал дизайнеров, а не глупость пользователей.
Вы когда-нибудь сталкивались с проблемой при попытке запустить новое устройство, например, начать пользоваться пультом от недавно приобретенного телевизора? Если так, то вы не одиноки. Многие люди испытывают трудности с использованием, казалось бы, простых повседневных вещей и часто считают, что проблема заключается в них самих. На самом деле вся беда – в плохом дизайне.
Плохой дизайн – результат пренебрежения отношениями между пользователями и технологиями; хороший дизайн объединяет технологии и людей.
Представьте себе пульт дистанционного управления. Он способен подключать и контролировать все устройства – DVD-плееры, спутники, игровые консоли. Это часть домашней развлекательной системы. Но в попытке подключиться к такому большому количеству устройств дизайнеры создают пульты, полные непонятных кнопок и опций, что затрудняет их использование.
И хотя люди могут думать, что они слишком глупы, чтобы использовать простой пульт от телевизора, настоящий виновник – дизайн, который не может помочь пользователю и разобраться с технологиями.
Так откуда же берется плохой дизайн?
В современном мире одной из главных причин этого является невероятно быстрое развитие технологий.
Вспомните, как за последние пятнадцать лет изменились сотовые телефоны. Они перешли с сенсорных панелей на сенсорные экраны, и их основная функция больше не сводится только к телефонным звонкам: теперь в смартфонах есть набор и отправка сообщений, фотоаппарат, электронная почта. Конечно, удобно иметь все на одном устройстве, но это неизбежно приводит к его чрезмерному усложнению.
Постоянно меняющийся и развивающийся характер технологий делает более трудным для дизайнеров создание новых продуктов, которые были бы по-прежнему просты в использовании. Вот почему дизайнеры всегда должны помнить, что какой бы революционной ни была технология, если ее трудно или невозможно использовать, она будет бесполезна для потребителя.
Хороший дизайн учит человека пользоваться вещью.
Вы когда-нибудь ставили на компьютер новую программу, а потом пытались разобраться, как она работает, и вам приходилось постоянно обращаться к сложной инструкции? Знайте, это была плохо написанная программа.
Почему?
Потому что дизайнеры должны создавать продукты, которые удобны для любого пользователя – даже для «чайника».
Когда люди сталкиваются с новой технологией, скажем, газонокосилкой, им не нужно тратить много времени, чтобы научиться ею пользоваться. И человек сразу может пользоваться устройством – в данном случае, начать косить газон. Хороший дизайн позволяет учиться по ходу дела.
Большинство людей просто скажут: «Прочтите инструкцию!» – Однако инструкции по эксплуатации зачастую слишком абстрактны и сложны для понимания.
Так каково же решение?
Один из способов помочь потребителям научиться использовать продукты – дать им четкие знаки или подсказки.
Возьмем, к примеру, обычную дверь. По умолчанию у нас нет проблем с ее использованием: мы поворачиваем ручку и толкаем или тянем дверь в направлении, которое нам указывают петли.
Но иногда даже эта простая задача оказывается нам не по силам.
Без специальной таблички даже дверь может стать проблемой. Часто непонятно, тянуть ее или толкать. А если дверь сделана из стекла и не имеет ручки, мы можем вдруг понять, что толкаем ее не с той стороны.