Интервью с одним из ведущих венчурных инвесторов Игорем Рябеньким

Inc.Бизнес

«Нельзя всё время думать только про свои деньги»: Игорь Рябенький — про сообщество ангелов AltaClub и перемены в глобальном венчуре

Текст: Никита Камитдинов. Фото: Арсений Несходимов для Inc. Russia

Пять лет назад один из ведущих российских венчурных инвесторов Игорь Рябенький вместе с партнёрами основал сообщество AltaClub. В него вступают бизнес-ангелы, желающие проинвестировать стартапы, в капитал которых входит инвестгруппа Рябенького AltaIR Capital. В первой половине 2020 года идея дала плоды: сумма активов под управлением сообщества превысила $50 млн, доходность по выходам — 150%. При этом Рябенький утверждает, что лично для него коммерчески выгоднее было бы отдать фонду ресурсы, вложенные в сообщество. Тогда зачем ему AltaClub? Мы обсудили с Игорем Рябеньким, как формат сообщества позволяет ему инвестировать гибче, почему из-за пандемии не упал венчурный рынок и как дефицит офлайн-коммуникации сказывается на бизнесе фонда.

— Почему вы решили раскрыть результаты AltaClub? Получили хороший результат в последнее время?

— У нас действительно рекордно хорошие результаты, но они и до этого были неплохие.

Что поменялось? Мы с командой придумали клуб пять лет назад, когда нам стало понятно, что формат фонда не позволяет ангелам присоединяться к нашим инвестициям, хотя многие из них на нас смотрят. Клуб — тема взаимовыгодная: у нас стало больше возможностей инвестировать, а ангелы смогли встать в сделки фонда на наших условиях.

Сначала клуб был достаточно небольшим и рос потихонечку. В 2019 году он стал более-менее заметным, а в 2020 году во время пандемии показал рекордный рост. За год мы выросли в 3–4 раза по объёму активов.

Да, итоги приятные. Во-первых, у нас очень хороший портфель, многие сделки в нём — это эксклюзив, которого нет на рынке. А во-вторых, хорошая возвратность. То есть мы растём как по объёму, так и по прибыльности.

— Вы говорите, что доходность клуба по выходам превысила 150%. Как она соотносится с показателями фонда?

— Тут очень тяжело сравнивать, потому что в фонд люди когда-то вложили деньги, и эти деньги иногда могут докладываться, но, в принципе, они вложены, работают и потом начинают выходить. И здесь появляется такой параметр, как ROI — возвратность инвестиций фонда.

В клубе устроено несколько по-другому. Когда фонд входит в сделку, мы говорим ангелам из клуба: «Окей, ребята, у вас есть эта сделка и какое-то время на принятие решения». Но это индивидуальная история: человек входит только в одну сделку. В течение года он может войти в 10 или 15 сделок, не важно, но у него появляется индивидуальный портфель без параметров фонда. И свой портфель кто-то начал формировать пять лет назад, а кто-то пришел вчера и первый раз проинвестировал.

По фондам четко могу сказать: первая когорта фонда — 70% годовых, общая доходность сейчас более 60% годовых.

— В случае клуба объявленные 150% — это доходность по выходам, а в случае фонда 60% годовых — это что?

— В фонде — это агрегированная доходность, у нас же выходов там тоже полно. Грубо говоря, если человек вложил $1, на сегодняшний день он получил 33 цента с выходов, и кроме этого, оставшиеся его 70 центов стоят сегодня $3.

— И если сложить одно с другим, получится 60–70% годовых?

— Да. Чтобы понимать, как считаются годовые, надо принять во внимание, что фонд не сразу получает деньги. Наш второй фонд был создан в июле 2015 года, а последний capital call прошел во втором квартале 2020 года. И годовые считаются не тогда, когда тебе пообещали деньги, а когда перевели. Пока деньги лежат в кармане у нашего инвестора, мы на них, конечно, ничего не зарабатываем.

Вот даже сейчас у меня есть остаток на счету и он тянет доходность вниз, потому что это неинвестированные деньги. Но этого не избежать. Разместить свободные средства — большое искусство, и мне это пока не удаётся.

О фондах AltaIR Capital

Первый венчурный фонд AltaIR.VC объёмом $20 млн Игорь Рябенький поднял в 2012 году. Его партнерами тогда стали владелец Game Insight Игорь Мацанюк и сооснователь Mail.Ru Group Михаил Винчель. Фонд специализировался на инвестициях в стартапы ранних стадий (pre-seed) и провел пять десятков сделок средним чеком $100–200 тыс.

Свой второй фонд AltaIR Seed Fund на $100 млн Рябенький поднял два года спустя. Его проинвестировала структура Millhouse Capital, подконтрольная Роману Абрамовичу. В портфеле AltaIR Seed Fund более ста стартапов, фонд осуществил два десятка успешных выходов, средний чек вырос до $800 тыс.

В конце 2019 года стало известно, что Рябенький запускает третий фонд размером $200 млн с якорными инвесторами из прошлого фонда. Третий фонд рассматривает стартапы на стадиях seed и раунда A. Средний чек немного увеличится, сделки будут совершаться более стабильно, обещал Рябенький.

В разные времена структуры Рябенького инвестировали в Miro, PandaDoc, CarPrice, Profi.ru, LinguaLeo, Mubert, Cherry Home, Wallarm и другие проекты с русскоязычными основателями. Сейчас AltaIR Capital специализируется на проектах в сферах SaaS, D2C (direct to consumer), Marketplaces, Healthtech, Fintech, Insuretech и Adtech.

«Стартаперам достаточно моего реноме»

— Модель AltaClub не очень распространена на венчурном рынке. Что послужило импульсом к созданию клуба?

— Было несколько импульсов. Первый раз про групповые инвестиции мы задумались, когда появился AngelList. Я понял, что так можно делать, но в тот момент считал, что мало кто готов. Тогда я сам был ангелом, работал только на российском рынке и мне особо нечего было предложить.

Второй импульс был, когда я поднял первый фонд, но денег у меня было достаточно мало. То есть для ангела много, а для фонда мало.

Третий импульс был, когда я стал много выступать публично и всё время получал вопросы типа: «Ребята, я ангел, как к вам присоединиться?» Я не мог ответить взаимностью, потому что люди хотели присоединяться мелкими чеками и я понимал, что забодаюсь это всё собирать и агрегировать.

И ещё один импульс: на рынках стали появляться псевдо-сообщества. В России таким был, допустим, VentureClub.co. Это лавки-лохотроны, которые объявляли черти что — а я знал, что внутри там ничего, обычный обман инвесторов. Этот фактор не был основным, но тоже повлиял.

Да, наверно, ещё на меня повлияло, когда я познакомился с OurCrowd в Израиле. Они сделали правильную красивую площадку, но без нашего главного тезиса: что мы в любой проект сначала сами вкладываем, а потом уже зовем участвовать.

Если проект пролетит, значит, фонд потерял деньги — а если фонд заработал, значит, и ангелы заработают.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Великая сила вещей: учимся уюту у героев литературных произведений Великая сила вещей: учимся уюту у героев литературных произведений

Как сделать так, чтобы дом стал местом силы и положительных эмоций?

Seasons of life
Сломанные цветы: как мы возвращаемся к природе Сломанные цветы: как мы возвращаемся к природе

С чем связан новый тренд возвращения к природе

РБК
Арт-терапия Арт-терапия

Дмитрий Озерков — главный человек по современному искусству в Петербурге

Tatler
Выход на новую работу: как быстро добиться успеха Выход на новую работу: как быстро добиться успеха

Как сразу создать нужный имидж на новом месте работы

Forbes
Кто изобрел компьютерную мышь Кто изобрел компьютерную мышь

История создания компьютерной мыши, которая вдохновила Стива Джобса

Популярная механика
Глотаемую капсулу с электростимулятором испытали в свином желудке Глотаемую капсулу с электростимулятором испытали в свином желудке

Глотаемая капсула внедряет электроды и помогает мыщцам желудка сокращаться

N+1
Древних волков заподозрили в заботе о больных сородичах Древних волков заподозрили в заботе о больных сородичах

Ученые сделали такой вывод, обнаружив ископаемые останки животных

N+1
«Я верю, что мое от меня не уйдет» «Я верю, что мое от меня не уйдет»

Марьяна Спивак — о востребованности в профессии, материнстве и знаках судьбы

OK!
Главный экспонат Главный экспонат

Музеи и культурные центры, которые сами являются впечатляющими арт-объектами

AD
Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города Бэтмобиль и гигантский Beetle. 7 самых необычных машин для города

Очень странные автомобили, которых можно встретить на дорогах общего пользования

РБК
Все о наращивании ресниц: 6 технологий — выбери свою Все о наращивании ресниц: 6 технологий — выбери свою

Все плюсы и минусы различных техник наращивания ресниц

Cosmopolitan
Магия утра Магия утра

Как первый час дня определяет ваш успех

kiozk originals
15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов 15 самых знаменитых взломщиков всех времен и народов

Истории о самых крышесносящих взломах

Maxim
«Американская грязь». Отрывок из скандальной книги Джанин Камминс «Американская грязь». Отрывок из скандальной книги Джанин Камминс

Глава из романа Джанин Камминс о беженцах из Мексики

СНОБ
Метод Помидора Метод Помидора

Управление временем, вдохновением и концентрацией

kiozk originals
Louis Vuitton Louis Vuitton

FW 2020/21

Weekend
Свердловчане не сдаются Свердловчане не сдаются

Сергей Светлаков давно пустился в самостоятельное плавание

OK!
Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту Стоп многозадачность: включаем «зеленый» настоящему моменту

Почему мы отвлекаемся и не можем сконцентрироваться на чем-то одном?

РБК
Какого цвета ваш парашют? Какого цвета ваш парашют?

Практическое руководство для тех, кто ищет работу или хочет ее сменить

kiozk originals
10 самых невероятных авиакатастроф в истории 10 самых невероятных авиакатастроф в истории

Мы не будем объяснять, почему именно эти катастрофы феноменальны

Maxim
Нечеловеческий секс Нечеловеческий секс

Почему мы все еще занимаемся сексом по старинке – с живыми людьми?

Популярная механика
К доске! К доске!

История про тотальное внимание и погружение в процесс покорения волн

Vogue
Теория везения Теория везения

Практическое пособие по повышению вашей удачливости

kiozk originals
Семь принципов счастливого брака Семь принципов счастливого брака

Или эмоциональный интеллект в любви

kiozk originals
Что такое синдром выученной беспомощности и почему им обычно страдают мужчины Что такое синдром выученной беспомощности и почему им обычно страдают мужчины

Как синдром выученной беспомощности мешает жить и как от него избавиться

Maxim
Эффект Микадо: почему, становясь предпринимателями, вы лишаетесь свободы самовыражения Эффект Микадо: почему, становясь предпринимателями, вы лишаетесь свободы самовыражения

Почему предприниматели ответственны за судьбы других людей

Forbes
Паста по правилам Паста по правилам

Паста – не гарнир, а полноценное блюдо. Как его приготовить полезным и вкусным?

Худеем правильно
Сами с усами Сами с усами

Женщина вполне способна справиться с ремонтом сама – попробуй!

Лиза
Бальзам на сердце Бальзам на сердце

Когда еда становится лекарством, а лекарство — едой

Вокруг света
Как представляли Москву будущего в 1914 году Как представляли Москву будущего в 1914 году

Москва будущего: скоростные сани, монорельс и почему-то старомодная одежда

Maxim
Открыть в приложении