«Страсть должна не сжигать, а питать»
Psychologies: Почему мы усложняем себе жизнь и как ее упростить?
Андрей Россохин: Прежде всего важно понять, что простота и сложность — не взаимоисключающие понятия. Это характеристики любого процесса, занятия, будь то работа или воспитание детей. Они могут сочетаться: например, от лектора мы ждем, чтобы он рассказал об устройстве Вселенной или нашего бессознательного понятным нам языком. Но это не значит, что Вселенная или наша психика станут простыми. При этом простота изложения не должна переходить в упрощенность, в банальность, в то, что не несет никакого смысла.
Мы постигаем мир, осмысляя явления и идеи, мы должны «прожевать» материал, чтобы его усвоить. Но если все уже пережевали за нас, а нам осталось только проглотить, — это не «просто о сложном», а уничтожение сложного, утрата смысла.
Откуда же тогда берется это многим из нас знакомое чувство, что «все очень сложно»?
Это другая крайность — когда о простых вещах говорится невероятно сложно, и здесь имеет место та же потеря смысла, что и в первом случае. Преподаватель излагает студентам простую мысль труднодоступным языком, врач сыплет профессиональными терминами в разговоре с больным, у которого нет медицинского образования… Зачем?
Сложность выражения не соответствует сложности содержания, и цель этого усложнения — не запустить процесс усвоения материала, а сделать его неперевариваемым. А делается это потому, что преподаватель или врач хочет выглядеть важным, значимым, он не уверен в своих знаниях и прячет это во внешнюю усложненность. Эта сложность на службе у нарциссизма — когда важнее казаться, чем быть.
Может, мы должны найти золотую середину?
Так думает только наивный мыслитель — что существует где-то середина, где достаточно простоты и достаточно сложности, чтобы все в этой точке превращалось в истину. Но ее нет, никакой золотой середины, нет баланса — между простым и сложным всегда есть конфликт!
Как же этот конфликт разрешить?
Он неразрешим, но мы каждый раз делаем свой выбор в ту или другую сторону. Продолжим аналогию с преподаванием: для первокурсников нужен один уровень сложности, а для выпускников совсем другой! Или в отношениях — в семье всегда есть конфликт простоты и сложности. А если нет…
Другая крайность — предельное взаимоуважение: конфликт уничтожен, страсти нет, есть договорные отношения