Секреты съемок «Звездных Войн»
Кино — это возможность визуализировать целые вымышленные миры. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные Войны». CHIP расскажет, как они снимались раньше и теперь.
Сейчас в это довольно сложно поверить, но космические корабли в классической трилогии саги Джорджа Лукаса не «летели», а оставались неподвижными — двигались только снимающие их камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, однако и сейчас популярнейшей фантастической франшизе не занимать новаторства в использовании разнообразных визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.
Тогда: Новаторы во всем!
Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Свидетельство тому — тонны сувенирной продукции с символикой Star Wars и присутствие персонажей из популярной вселенной в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды и т. д. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.
Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4, 5 и 6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала множество новых и инновационных — ставших эталоном для производителей качественных фантастических лент 80-х и 90-х годов.
Многие сцены из «Новой надежды» и до сих пор не вызывают недоверия — например, кадры, где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций использовалась самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому все кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».
Искусство задних планов и фона
Большую часть задних планов «Новой надежды» сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне, удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.
Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.
Маски-шоу по-взрослому
Легендарную сцену в картине Мос-Эйсли снимали с использованием масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — всё было создано умелыми руками мастеров своего дела. Органичности этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.
Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2. Поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого, и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2. А сыграли их актеры Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.
Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм. Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл этого персонажа Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе, каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.
Во время съемок «Новой надежды» использовали также модели из папьемаше и пластика около 30 разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.
Эпоха макетов и копий
Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так, город Мос-Эйсли в пустыне создавали с нуля. Декорации для него переправляли из США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне, ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Сокол Тысячелетия» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.
А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, "Сокол" летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки, трясли вручную.
Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике экскаватора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.
«Звезда Смерти» была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.
Динамичные кадры — новаторство 70-х годов
С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, однако всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM (Industrial Light & Magic), работающей над «Звездными Войнами». Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.
Это изобретение принесло Дайкстре «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры.
В следующих частях, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», все эти идеи были развиты и дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.
Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче
Трилогия из первой, второй и третьей частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он сгладил прохладную реакцию армии фанатов на новую часть межзвездных приключений.
Фильм «Атака клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision и использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение, что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.