Все, что вы хотели знать о закулисье великой киносаги

CHIPСобытия

Секреты съемок «Звездных Войн»

Кино — это возможность визуализировать целые вымышленные миры. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные Войны». CHIP расскажет, как они снимались раньше и теперь.

Сейчас в это довольно сложно поверить, но космические корабли в классической трилогии саги Джорджа Лукаса не «летели», а оставались неподвижными — двигались только снимающие их камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, однако и сейчас популярнейшей фантастической франшизе не занимать новаторства в использовании разнообразных визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.

Тогда: Новаторы во всем!

Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Свидетельство тому — тонны сувенирной продукции с символикой Star Wars и присутствие персонажей из популярной вселенной в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды и т. д. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.

Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4, 5 и 6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала множество новых и инновационных — ставших эталоном для производителей качественных фантастических лент 80-х и 90-х годов.

Многие сцены из «Новой надежды» и до сих пор не вызывают недоверия — например, кадры, где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций использовалась самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому все кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».

Джедаи сами себе не помогут. Для джедаев настали тяжелые времена. Но одна хрупкая девушка наверняка сможет все исправить, ведь с ней — Сила

Искусство задних планов и фона

Большую часть задних планов «Новой надежды» сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне, удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.

Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.

Маски-шоу по-взрослому

Легендарную сцену в картине Мос-Эйсли снимали с использованием масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — всё было создано умелыми руками мастеров своего дела. Органичности этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.

Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2. Поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого, и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2. А сыграли их актеры Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.

Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм. Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл этого персонажа Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе, каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.

Во время съемок «Новой надежды» использовали также модели из папьемаше и пластика около 30 разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.

Эпоха макетов и копий

Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так, город Мос-Эйсли в пустыне создавали с нуля. Декорации для него переправляли из США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне, ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Сокол Тысячелетия» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.

А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, "Сокол" летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки, трясли вручную.

Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике экскаватора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.

«Звезда Смерти» была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.

Динамичные кадры — новаторство 70-х годов

С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, однако всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM (Industrial Light & Magic), работающей над «Звездными Войнами». Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.

Это изобретение принесло Дайкстре «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры.

В следующих частях, «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение джедая», все эти идеи были развиты и дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.

Самое сокровенное. Фильмы не дают ответа на множество вопросов, но многочисленные литературные произведения помогают постичь картину в целом. Самое сокровенное — в дневниках принцессы Леи

Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче

Трилогия из первой, второй и третьей частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он сгладил прохладную реакцию армии фанатов на новую часть межзвездных приключений.

Фильм «Атака клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision и использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение, что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Космические Одиссеи Космические Одиссеи

Русский милиционер и американский двоечник провели на орбите Земли почти год

Esquire
Путеводные чувства Путеводные чувства

Как научиться планировать жизнь с соответствии со своими эмоциями

Yoga Journal
У Москвы–реки У Москвы–реки

Современный, респектабельный интерьер московской квартиры

SALON-Interior
10 дней каникул в Таиланде 10 дней каникул в Таиланде

Семейные каникулы в этой стране запомнятся надолго и детям, и взрослым

Домашний Очаг
Зима не близко Зима не близко

Во что поиграть в ожидании 8-го сезона «Игры престолов»

Игромания
Пицца высокого полета Пицца высокого полета

Энциклопедия самых заметных российских бизнес-проектов. «Додо Пицца»

Esquire
Правила отцовского клуба Правила отцовского клуба

О том, как быть отцом тройни

GQ
Вам к психологу! Вам к психологу!

Психотерапия – эффективный способ справиться с проблемами

Домашний Очаг
“Я развелась, чтобы служить своему счастью” “Я развелась, чтобы служить своему счастью”

Она вышла замуж по любви, родила 11 детей и развелась

Psychologies
Вырваться из надоевшей роли Вырваться из надоевшей роли

Психодраматерапевт дает практические советы, как найти путь к свободе

Psychologies
11 тичерз-курсов 11 тичерз-курсов

Куда пойти учиться, чтобы стать преподавателем йоги

Yoga Journal
Зачем ты паришься? Зачем ты паришься?

Как сделать поход в парную максимально полезным для здоровья и красоты

Cosmopolitan
Практика равновесия Практика равновесия

Удерживаем полярности — равновесие и устремленность

Yoga Journal
Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность Майкл Дуглас и Кэтрин Зета-Джонс. Проверка на прочность

Ни одной звезде не приходило в голову столь откровенно делиться своими секретами

Караван историй
Наталия Басовская Наталия Басовская

Правила жизни историка Наталии Басовской

Esquire
Куда уходит детство Куда уходит детство

О детском телевидении

GQ
5 продуктов, опасных для красоты 5 продуктов, опасных для красоты

Мы то, что мы едим. Это непреложная истина. И вроде бы все уже знают, что вредно, а что полезно, но все равно включают в рацион продукты, употребление которых негативно сказывается на внешности.

Psychologies

На связи с психотерапевтом – 29-летний Андрей, IT-специалист из Саратова

Psychologies
Острова-сокровища Острова-сокровища

Поездка в Индонезию

Cosmopolitan
«Страсть должна не сжигать, а питать» «Страсть должна не сжигать, а питать»

Ежедневные перегрузки и ждущие решения проблемы делают для нас соблазнительной формулу «будь проще». Но психоаналитик Андрей Россохин предостерегает против крайностей.

Psychologies
Уже не Нольтрофеич Уже не Нольтрофеич

«Спартак» — чемпион! Первый раз с 2001 года и впервые за 13 лет при Федуне

Forbes
Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность» Елена Яковлева: «Елки проверяют на прочность»

Интервью с актрисой, известной как «интердевочка» и Каменская

Лиза
Я соперничаю с женщинами Я соперничаю с женщинами

Если речь не о любовном треугольнике, казалось бы, зачем нам вступать в борьбу

Psychologies
Все прошло на высоте Все прошло на высоте

Свадьба на отвесной стене

GEO
Цифровая лихорадка Цифровая лихорадка

Биткоины, криптовалюта, блокчейн… Мир вокруг нас сошел с ума

Psychologies
Гражданин мира Гражданин мира

Тревор Робертсон: «Мною движут любопытство и желание испытать себя»

GEO
Лучше гор могут быть Лучше гор могут быть

На этих зимних курортах вы отлично проведете время

Glamour
Одна на всех Романовых Одна на всех Романовых

Матильда Кшесинская прожила долгую и счастливую жизнь

Дилетант
Ворота в Поднебесную Ворота в Поднебесную

В чем секрет успеха и популярности группы компаний Alibaba?

CHIP
Зима надежды нашей Зима надежды нашей

У сборной России — великие планы и новая форма

Vogue
Открыть в приложении