Человек в поисках смысла
Для кого эта книга?
Каждый из нас ищет смысл жизни. И каждый переживает экзистенциальные кризисы, когда ему кажется, что его существование не имеет значения, а в жизни нет смысла. Автору этой книги Виктору Франклу пришлось пережить события гораздо более страшные, чем кризис среднего возраста: он прошел несколько концлагерей, пробыв там, в общей сложности, более трех лет. Именно в этих тяжелых условиях он разработал свою концепцию логотерапии. Эта теория помогла самому Франклу и многим другим людям пережить ад на земле, и возможно, она сделает и вашу жизнь более осмысленной и счастливой.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Человек в поисках смысла» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Основные мысли этой книги
Книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла» включает в себя мемуары автора, посвященные его пребыванию в концентрационных лагерях во время Второй мировой войны, а также краткое изложение принципов логотерапии – особого направления в психиатрии, основоположником которого он стал.
Почти всю Вторую мировую войну семья Франкла провела в заключении. В те страшные дни он стал свидетелем крайней жестокости лагерных охранников и сотрудничавших с ними заключенных, называемых «капо», которые имели особый статус. Также он видел жестокость узников друг к другу во время прохождения ими трех стадий реакции на свое положение (это отрицание, принятие и адаптация после освобождения).
Франкл обнаружил, что, хотя заключенные казались совершенно беспомощными, у них была свобода выбора реакции на обстоятельства. И самыми стойкими оказывались те узники, кому было ради чего жить. Смысл жизни Франкла состоял в том, чтобы воссоздать рукопись книги, которую у него отняли охранники Освенцима.
Логотерапия – это направление в психотерапии, которое определяет мотивацию человека как поиск смысла его жизни. Этот смысл может состоять в созидании чего-либо, в обладании уникальным опытом или личными отношениями, или в том, как человек переживает неизбежные страдания. Неспособность найти смысл жизни может вызвать ноогенный невроз и фрустрацию. Логотерапия учит, что фобий и тревог можно избежать с помощью метода парадоксальной интенции. А выстоять перед невзгодами, такими как боль, чувство вины и смерть помогает трагический оптимизм – стремление к самосовершенствованию и поиск смысла жизни перед лицом препятствий.
Заключенные, попадавшие в концентрационные лагеря, переживали три фазы реакции на обстоятельства. Сначала они пребывали в отрицании, затем у них развилась апатия, а после освобождения они испытывали деперсонализацию и постепенно начинали возвращаться к нормальной жизни.
Заключенные, отправленные в концентрационные лагеря, испытывали страх, потому что знали, что их положение ужасно. Однако по прибытии они цеплялись за каждый признак того, что лагеря не так уж плохи, как им казалось вначале. Их встречали самые здоровые узники и это воспринималось как знак того, что они не умрут с голоду. Старшие заключенные говорили им, чтобы они не волновались, и отпускали шутки, поэтому вновь прибывшие верили, что общее настроение в лагере не было отчаянным. Однако, поскольку здесь их подвергали страданиям, узники переставали удивляться или даже эмоционально реагировать на то, что они видели. Они стали невосприимчивы к сценам, которые могут вызвать глубокий шок у обычного человека. После освобождения бывшие заключенные изо всех сил пытались приспособиться к миру и научиться жить, потеряв перед этим всё и став совершенно бесчувственными. Возвращение таких людей в мир в качестве эффективного члена общества и законопослушного гражданина было медленным процессом.
Фазы отрицания и принятия, возможно, уже известны вам из популярной модели психолога Элизабет Кюблер-Росс о пяти стадиях горя. Однако в своих наблюдениях Франкл оставляет без внимания стадии гнева, торга и депрессии, через которые человек проходит перед принятием своего горя. Заключенные концлагерей не имели возможности проявить гнев, так как даже малейшее несоблюдение лагерных правил сурово пресекалось. Узники могли торговаться с высшими силами за свое выживание, однако экстремальные обстоятельства концентрационного лагеря ускоряли процесс принятия, чтобы человек мог справиться с ситуацией. Люди, отказавшиеся подчиняться и примиряться с жизнью в лагере, были бы либо преданы смерти, либо, что более вероятно, покончили бы с собой. Также стадии эмоционального состояния, через которые проходили узники концлагерей, включают в себя дополнительный этап, отсутствующий среди пяти стадий проживания утраты. Этот этап наступает после освобождения из лагеря.
Оказывается, то же самое происходило с охранниками лагерей и «капо» – привилегированными заключёнными, сотрудничавшими с нацистской администрацией. Это может показаться удивительным, поскольку мы считаем, что эти люди были полностью ответственны за свои действия. Однако стоит помнить, что у некоторых из них не было выбора. Возможно, они вначале искренне были шокированы жестокостью, которую им пришлось проявлять, но быстро научились принимать ситуацию, потому что в ином случае их или их близких ждала бы смерть. Многие из этих людей пытались забыть о своем прошлом и продолжать жить как ни в чем не бывало, подобно нацистским охранникам, которые быстро переодевались в гражданскую одежду и предлагали освобожденным узникам сигареты. Франкл отказался от осуждения служащих концлагерей и «капо», так как сумел достичь мира в своей душе, что и является одной из целей логотерапии.
Даже когда кажется, что у людей в трудных обстоятельствах нет выбора, они все же сами могут решать, как реагировать на ситуацию.
Пребывание в концентрационном лагере почти не оставляло заключенным возможностей управлять своей жизнью. Если они не выполняли приказы охранников и «капо», их почти сразу же приговаривали к смерти. Самостоятельная деятельность любого человека (Виктор Франкл, например, в лагере писал книгу) должна была храниться в секрете. Со стороны могло показаться, что у каждого заключенного был один и тот же выбор, и что те, кого не убили, сами отказались от своей воли к свободе. Однако эти узники проявили внутреннюю силу, приняв решение выстоять в экстремальных условиях концлагеря. И в этом им помогла единственная свобода, которую невозможно отнять у человека – свобода выбора того, как реагировать на страдания.
Все вышесказанное может быть применимо к широкому кругу людей, ограниченных в выборе. Путь, который избирают эти люди, много говорит о каждом из них. Например, Стивен Хокинг, узнав о своем диагнозе, мог бы бросить физику, полагая, что он все равно не достигнет многого. Другой человек, возможно, просто прекратил бы академические исследования, расценив их как пустую трату драгоценного времени, в течение которого он еще может двигаться, и в конечном итоге, оказался бы парализованным человеком без каких-либо значительных достижений в жизни. Однако Хокинг продолжал работать, попутно разрабатывая инструменты, которые позволят ему работать, поскольку болезнь прогрессировала. Он создал свой собственный речевой аппарат и управлял им одним мускулом щеки. В то же время он стал одним из самых выдающихся физиков современной эпохи, прославил свое имя и в возрасте 73 лет все еще публиковал работы, в которых пытался раскрыть тайны Вселенной. Последнее его исследование было посвящено информационному парадоксу черных дыр. Хокинг мог отказаться от свободы выбора реакции на страдания, исходя из предположения, что у него отняли выбор прожить жизнь так, как ему бы хотелось. Вместо этого Хокинг выбрал жизнь со смыслом и нашел способ достичь цели, несмотря на свою болезнь.