Слушай и трать: как музыка влияет на продажи и популярность бренда
Ученые уверены, что мы охотнее покупаем новые вещи под влиянием музыки. Разбираемся, как умело подобранные плей-листы помогают клиентам расставаться с деньгами и почему одни бизнесмены предпочитают включать для посетителей джаз, а другие — шансон.
Аудиомаркетинг — серый кардинал бизнеса. Наверняка вы не часто анализируете, какая музыка играет в заведении, магазине или другом общественном пространстве и уж тем более — как она на вас влияет. Тем временем аудиомаркетинг — практически незримо — выполняет две важные задачи: вызывает эмоциональную привязку клиента к бренду, регулирует уровень продаж и делает бренд узнаваемым (вспомните хотя бы заставку 20th Century Studios или джингл McDonald’s). Он используется в совершенно разных сферах: от кофеен и ресторанов до заправок и городских пространств. Менеджеры, используя разные метрики, вычисляют усредненный портрет посетителя (пол, возраст, интересы) и подбирают музыкальный фон, который может ему понравиться. Исследование Ройтлингенского университета показало, что с умом подобранная музыка увеличивает доверие к бренду и его ценность в глазах клиентов.
«С нами не часто делятся данными, метриками, — сообщает Виктор Христенко, сооснователь Muzlab, крупнейшего стриминг-сервиса для бизнеса. — В "Лукойле" мы проводили собственный соцопрос с привлечением студентов социологического факультета ВШЭ. Работаем над технологией computer vision, чтобы по камерам делать срез аудитории. Магазины типа Zara рисуют портрет аудитории с помощью фокус-групп и инфракрасных рамок на входе. Но чаще всего плей-лист составляется по субъективным критериям».
Василий Филатов — худрук Sound Design Pro и основатель Sound Design Institute — утверждает, что портрет аудитории — понятие очень приблизительное: «Нельзя быть на 100% уверенными, кто к вам зайдет. В одном месте могут оказаться (и зачастую оказываются) люди с диаметрально противоположными музыкальными вкусами. Нужно понимать, что их эмоции зависят не просто от плей-листа, а от звукового фона в целом: как звук отражается от стен конкретного пространства, насколько громко в нем разговаривают, насколько громко шумит кофемашина. Поэтому звуковой дизайн — более перспективное направление, чем плей-лист, составленный по желанию бренд-менеджера или владельца бизнеса». Но обо всем по порядку.
Muzlab как раз и появился на фоне полного раздрая в музыкальном оформлении сетевого бизнеса: музыку в основном ставили с флешек, а охранник одного ювелирного магазина все время включал шансон — мол, если уж и дежурить там сутками, то под любимый блатняк.