Кристофер Нолан: филолог, кинематографист-самоучка, брат бандита и режиссер корпоративных обучающих фильмов (недорого)
Даже если Киноакадемия США в очередной раз с этим не согласится, Кристофер Нолан — герой года. Его «Довод» возвращает людей в кинотеатры во всех странах, где они открылись. Да, 11 миллионов рублей, заработанные картиной в России на стадии предпродаж билетов, меркнут на фоне не только абсолютного национального рекорда («Мстители: Финал» заочно собрали 130 миллионов), но и рекорда 2020 года («Лед-2» и 75 миллионов). Но по реакции зрителей на «Довод» уже можно понять: прокат оживает. Чествуем героя рассказом (почти линейным) о его творческом и жизненном пути.
Кристофер Нолан так предан камерам и экранам IMAX, что можно заподозрить, что он был зачат в аймаксовском кинозале, однако это хронологически невозможно: технология и режиссер — одногодки. Первый фильм, снятый на пленочную камеру IMAX, — документальная лента Tiger Child, которую показали весной 1970 года на выставке в Токио. Чуть позже, 30 июля, в Лондоне в семье рекламщика-британца и стюардессы-американки родится Кристофер Нолан. Может быть, поэтому в его фильмах так много перелетов, а его идеи так хорошо продаются.
Забегая — в духе фильмов самого Нолана — вперед, скажем, что у Кристофера есть два брата. Младший, Джонатан, когда вырастет, поможет брату с половиной сценариев и сам станет шоураннером сериал «Мир Дикого Запада» вместе со своей женой Лизой Джой. Старший же из трех братьев, Мэттью Нолан, тоже окажется человеком авантюрного склада ума. В 2005 году его заподозрят в похищении и убийстве американского бухгалтера в Коста-Рике: бедняга по имени Роберт Коэн задолжает кому-то во Флориде $5 миллионов — и будет найден мертвым в центральноафриканской стране. Но полиции США Мэттью Нолан попадется на глаза лишь в 2009 году, когда поедет в Чикаго оформлять собственное банкротство. Доказать вину в убийстве не удастся — хотя Мэттью в ходе суда допустит, что иногда мог использовать навыки бывшего военного в коллекторской работе. Тем не менее в тюрьму он сядет — за мошеннические схемы в США и жизнь по поддельным документам в Коста-Рике. А накануне премьеры «Начала» (фильма об ограблении и побеге) попытается из нее удрать, связав веревку длиной десять метров.
Одна из самых пронзительных деталей в деле Нолана — то, что Мэттью пользовался популярностью Кристофера, чтобы получать кредиты в банках; стоит ли говорить, что деньги он отдавать не собирался. А ведь в детстве братья мечтали снимать кино вместе — и вовсю эксплуатировали легендарную «супервосьмерку», которую подарил им отец. Из статного Мэттью должен был получиться неплохой актер, а вдумчивый Кристофер с ранних лет увлекся монтажом. Как-то раз дядя, работавший на NASA, подарил ему запись испытания ракет «Аполлон». Нолан запустил кассету на телевизоре, снял пиратскую экранку с помощью своей камеры, порезал запись на куски и перемонтировал на свой лад. Возможно, это был его первый фильм с нелинейным повествованием и рывком человека в космос. А потом подрос Джонатан — и стал рассказчиком, на воображение