Сэм Мендес: «Они не хотят друг друга убивать, но должны. Вот что такое война»
В честь выхода в прокат военно-полевого кино «1917», MAXIM лично взял интервью у главного претендента на «Оскар».
Сэм, начать разговор хочется с того, что «1917» — это великолепное и вдохновляющее кино.
Спасибо! Такая похвала особенно приятна, ведь мы сняли «1917» не про революцию в царской России. Это кино про Первую мировую войну.
Да, мы заметили! Это ваш первый фильм, снятый с помощью сложного операторского приема непрерывной съемки, будто бы одним дублем. Насколько трудно было это исполнить и зачем вы вообще решили так снимать «1917»?
Главная задача приема — прочувствовать самому и передать эмоции главных героев зрителю. Причина исключительно психологическая. Я хотел попасть в ту же ловушку, в которую они попали во время путешествия, и пройти его вместе с ними: шаг за шагом, вздох за вздохом. Понимание этого пришло ко мне вместе с желанием подарить зрителям ощущение иной реальности на два часа, чтобы у них дыхание захватило.
Кажется, у вас получилось.
Да, но такое решение повлекло за собой серьезные технические трудности из-за титанического объема работы. В обычном кино ты всегда можешь определить ритм и динамику происходящего на монтажном столе. А тут их нужно формулировать непосредственно в момент съемок. Это было крайне непривычно, но мне помог опыт работы в театре: благодаря ему я научился определять, что делаю в моменте правильно, а что выходит плохо. Однако для этого, конечно, нужны некоторая храбрость и готовность брать на себя ответственность за то, как все получится в итоге. С одной стороны, чтобы быть максимально близко к нашим героям, нам приходилось плавать с камерой, бегать с ней по мостам, залетать в окна, снимать среди горящих домов. С другой — важно было показать весь масштаб происходящего. Поэтому мы снимали пейзажи, тотальную разруху войны и панораму смерти.
Производство фильма во многом похоже на менеджмент проекта: на площадке всегда много людей, и каждый занят своим делом. Часто ли хочется взять процесс в свои руки? Встать с кресла режиссера, покричать на кого-нибудь?
А вот как раз на съемках «1917» я многое делал своими руками. Творческая группа была небольшая, мы снимали на одну камеру, постоянно бегали за актерами, намотали много миль, чтобы отснять, как они идут по траншеям, а потом возвращались в исходную точку, чтобы сделать еще один дубль. И так снова, снова и снова — раз пятьдесят подряд. В итоге ради одной сцены мы прошагали 35 миль! Я бы сравнил это не с менеджментом проекта, а с работой в частной мастерской. Это настоящая творческая свобода.