Пластик-шейминг и другие поводы (не)заслуженно пристыдить знакомых
В современном мире стыдно может быть примерно за все, включая вашу безупречную фигуру, отпуск и чашку кофе по утрам. «РБК Стиль» составил ликбез по новым видам шейминга, чтобы попытаться оправдать пристыженных.
Мы оказались в мире, где стыд стал не просто нормой, а нашим фатумом. И совсем не потому, что современный человек чаще ошибается и признает свои промахи — нет. Просто на одного такого человека всегда найдется толпа обвинителей, которая всегда лучше знает, как выглядеть, воспитывать ребенка, что читать, смотреть и как вообще жить. Шейминг принимает множество форм: осудить могут внешность и работу, друзей, количество сексуальных партнеров, ваши хобби и интересы. В конечном счете на любой из подвидов шейминга распространяется одно правило: от шеймеров не застрахован никто, и они будут изощренно подстерегать нас повсюду — в офисе, самолете, в очереди за утренним кофе и в безобидной публикации на Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) с каким-нибудь милым смешным котиком.
Кофе-шейминг: «Вы пьете столько латте, что на эти деньги уже выплатили бы ипотеку»
В 2019 году в Америке обсуждали высказывание популярного финансового финансиста Сьюзи Орман, которая заявила, что новое поколение «мочится на миллион долларов» — тот, что тратится на их ежедневный кофе. «$1–3 за чашку превращаются в $100 в месяц — если класть их на пенсионный счет, через 40 лет они превращаются в миллион», — экспрессивно объясняла Орман, приравнивая покупку латте к выбрасыванию денег. Впрочем, сегодня только ленивый не припомнит бедным миллениалам чашку капучино в день, которая якобы спасает от кредитов и ипотек. При этом мало кто говорит, что крошечные моменты роскоши вроде отлично сваренного кофе с собой влияют на ощущение счастья, — а кому, как не миллениалам, самому тревожному, депрессивному и одинокому поколению, это ощущение нужнее всего?
Бук-шейминг: «Вы тратите время на детективы или фэнтези, вместо того чтобы читать великие книги»
Когда экс-министр культуры Владимир Мединский называет чтение комиксов взрослыми людьми «убожеством» — перед нами образцовый бук-шейминг. То же самое касается тех, кто подхихикивает над детективами и фэнтези, и тех, кто не преминет пристыдить товарища за нечтение Фолкнера и Каннингема. Чтение вообще несводимо к стыду, стыдных книжек не бывает — любая может утешить, если подвернется в трудную минуту. В современном мире функция литературы не всегда заключена в том, чтобы повышать нашу самооценку до небес и укреплять элитарность — и заурядный детектив, и засахаренная любовная драма могут просто-напросто приносить удовольствие и помогать отключаться от ежедневных забот.
«После 12-часовой смены на тяжелой работе не каждый захочет читать Гегеля и Янагихару, кто-то отвлечется от бытовых хлопот невесомой беллетристикой — и так же быстро ее потом забудет, а эффект релаксации ничуть не хуже, чем от телешоу» — говорит Евгения Лисицына, литературный критик и автор Telegram-канала greenlampbooks. По словам Евгении, на нее саму, бывает, нападает «нечитуха», когда нет сил и желания браться за хорошие книги: «Тогда я читаю «быстрорастворимую» литературу (по аналогии с мгновенными кашами и «дошираками»). Из запомнившейся «стыдобищи» последним был «Реваншист» Анатолия Дроздова. Это история про попаданца, где болеющий дедушка спился, стукнулся головой и неожиданно попал в собственное тело начала 70-х. И вот он ходит и отыгрывается за голодные и профуканные молодые годы: пишет «Гарри Поттера» раньше Роулинг и зарабатывает огромные деньги, тратя их на разный дефицит. «Ниочемная» книжка, а запомнилась. Уверена, что если о ней напишу всерьез какой-нибудь отзыв в литературном пространстве, то точно такие же дедушки, как персонаж из книги, тут же набегут ругаться, что я могла бы это время потратить на чтение Настоящих Книг, потому что это как раз тот тип сетевого собеседника,