Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами

MaximОбщество

Танк среди ясного неба. История летающей боевой машины

Отчего танки не летают как птицы? Сейчас с таким вопросом можно вполне откосить от армии. А в суровые годы войны над решением этой задачи трудились самые что ни на есть нормальные люди.

Николай Поликарпов

659x378_0xac120005_21265180361529037816.jpg

Конструкторов военной техники нередко называют злыми милитаристами, создающими машины для убийства. Война — штука скверная, кто бы спорил, но в своих оценках пацифисты часто не правы. Военные наработки двигают прогресс и попутно служат развитию вполне мирной техники. В попытках решить очередную задачу по уничтожению противника самым неожиданным для него способом конструкторы порой создают весьма неординарные штуки. Иной чудак такое придумает, что непонятно даже, как это можно построить.

Историки таких мечтателей очень любят: называют их «опередившими время», а их творения — «памятниками мужеству» (хотя честнее было бы сказать «тупиковая ветвь»).

Пожалуй, самой мужественной была попытка конструкторов создать летающий танк. А что? Машина хорошая, пуль не боится, сама стреляет неплохо, по шоссе и бездорожью едет быстро. Универсальная такая штука, вот если бы еще летать умела… И ведь научили же!

Кому это вообще пришло в голову?!

659x431_0xac120005_17832306681529037818.jpg

Идея научить танк летать кажется сегодня бредовой. Но в начале XX века авиация и танковые войска казались родными братьями (при общей маме — Первой мировой войне). В 30-х годах появились первые воздушно-десантные соединения, и спрыгнувшей на головы супостатов «крылатой пехоте» тут же стало не хватать брата-танка.

Так что сразу в нескольких странах лучшие умы принялись думать над тем, как бы тяжелый и не очень-то обтекаемый танк заставить полететь на выручку к пехоте.

Специальных транспортных самолетов, способных перевозить танки, в 30-е годы прошлого века еще не существовало (их и сегодня по пальцам можно пересчитать). Нужны были неординарные идеи. Первым делом танки попытались подвесить к самолету и сбрасывать на парашюте. Этими смелыми экспериментами в СССР занимался П. И. Гроховский, которым была разработана подвеска для перевозки легких танкеток Т-27 под брюхом тяжелого бомбардировщика ТБ-3. На землю танкетка опускалась на парашюте с диаметром купола 30 метров.

В 1935 году подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армией под индексом ПГ-12. Осенью того же года во время учений Киевского особого военного округа сброс танкеток был продемонстрирован иностранным военным атташе и произвел на них неизгладимое впечатление.

С бомбардировщиков на головы изумленным наблюдателям плавно опускались даже легкие танки (весом по 3,5 тонны) вместе с экипажами! Но, увы, это была чистая показуха: при ударе о землю танк частенько выходил из строя…

Тот же Гроховский предполагал использовать для доставки танков тяжелый планер. В этом случае танк садился бы на землю мягко, особенно если бы под ним оказалось ровное поле или аэродром. В создании планеров Гроховский имел большой опыт, а в 1932 году под его руководством был построен первый в мире 20-местный десантный планер Г-63 «Яков Алкснис» с размахом крыла 28 метров и грузоподъемностью 1700 килограммов.

Именно на базе этого аппарата предполагалось построить планер и для перевозки танков, однако на тот момент не нашлось достаточно мощного самолета-буксировщика — таскавший Г-63 одномоторный биплан Р-5 для танковых затей оказался слабоват. Были попытки установить дополнительные авиамоторы на самом планере, но и они не дали результатов.

Тем временем за океаном

659x386_0xac120005_3034766981529037819.jpg

Итак, перевозить танки по воздуху не получилось. Но это не остановило мировое инженерное сообщество. Американский конструктор Уолтер Кристи, поглядев на наши неудачи, решил научить летать сам танк. В 1932 году он создал легкий колесно-гусеничный танк (впоследствии был закуплен СССР и положил начало серии отечественных танков марки «БТ»).

Дело оставалось за малым — снабдить пятитонный танк бипланной коробкой крыльев и парой трубчатых балок с хвостовым оперением. На верхнем крыле планировалось поставить редуктор с воздушным винтом, приводимым в движение от двигателя танка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 фактов про современную Монголию, которые мало кто знает 10 фактов про современную Монголию, которые мало кто знает

Монголия: самая холодная столица, самое большое производство кашемира

Maxim
Ронен Бергман: Восстань и убей первым. Отрывок из книги Ронен Бергман: Восстань и убей первым. Отрывок из книги

Отрывок из книги «Восстань и убей первым» Ронена Бергмана

СНОБ
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
С чего начать слушать джаз С чего начать слушать джаз

Современный человек отказывает себе в джазе потому, что не знает, с чего начать

Maxim
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
7 эпичных проигрышей в карты и казино 7 эпичных проигрышей в карты и казино

Азартные игры обогащают правителей и сводят с ума миллионеров и писателей

Maxim
Ассорти для героя Ассорти для героя

Большой шоколадный квест по Бельгии

Вокруг света
Спецназ не догонят Спецназ не догонят

Мэтт Галлахер выяснил, как военные стратегии используются в Кремниевой долине

Esquire
Кинотеатр «Юность» Кинотеатр «Юность»

Кинокритики хвалят Тимоти Шаламе за игру, редакторы моды — за стиль

Glamour
Как искусственный интеллект изменит психиатрию Как искусственный интеллект изменит психиатрию

Ученые разрабатывают приложения для помощи психиатрам и их пациентам

Psychologies
Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault-Nissan-Mitsubishi Да, это Гон. Хроника побега экс-главы Renault-Nissan-Mitsubishi

Пенсия 765 тыс. евро и другие подробности о самом громком побеге в 2020-м

РБК
Бумажная броня картонных линкоров Бумажная броня картонных линкоров

Японский скульптор Ацуси Адачи делает памятники из старых газет

Популярная механика
Неистребимая легкость бытия Неистребимая легкость бытия

В Новом Орлеане устраивают очередной Марди Гра

Вокруг света
Король говорит Король говорит

Гарик Мартиросян положил партбилет Comedy на стол и ушел работать над стендапом

Glamour
30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только) 30 отличных подкастов на любой вкус — про деньги, секс, кино (и не только)

Подкасты стали главным медиатрендом 2019 года

Esquire
Уроки дела Nginx. Как запустить стартап, работая в корпорации, и не потерять все Уроки дела Nginx. Как запустить стартап, работая в корпорации, и не потерять все

Как предпринимателю не дойти до суда с бывшим работодателем

Forbes
11 способов приготовить еду по-новому: полезные лайфхаки 11 способов приготовить еду по-новому: полезные лайфхаки

Эти лайфхаки не только упростят, но и разнообразят рутинное приготовление пищи

Популярная механика
Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока Повесть о сыновьях молчаливых дней. Как начиналась магнитофонная летопись русского рока

Почему стоит прочитать книгу «100 магнитоальбомов советского рока»

СНОБ
Шарлиз Терон Шарлиз Терон

Правила жизни актрисы Шарлиз Терон

Esquire
«Расскажите немного о себе»: что отвечать на этот вопрос? «Расскажите немного о себе»: что отвечать на этот вопрос?

«Расскажите немного о себе» — проверка коммуникативных навыков соискателя

Psychologies
Новый Lexus GX 460. Свобода, равенство, братство Новый Lexus GX 460. Свобода, равенство, братство

Тест-драйв российской системы ценностей за рулём японского внедорожника

4x4 Club
Отцы «Хищника»: как американские братья-миллиардеры создали беспилотник, с помощью которого США убили генерала Сулеймани Отцы «Хищника»: как американские братья-миллиардеры создали беспилотник, с помощью которого США убили генерала Сулеймани

Их беспилотники были на вооружении американской армии в Ираке и в Афганистане

Forbes
7 таинственно исчезнувших путешественников 7 таинственно исчезнувших путешественников

На одного путешественника, вернувшегося домой, приходилось десять исчезнувших

Maxim
Красит, пишет, вдохновляет: история успеха визажиста Кристины Новиковой Красит, пишет, вдохновляет: история успеха визажиста Кристины Новиковой

Правда ли Кристина Новикова планирует покорять Голливуд

Cosmopolitan
Чувства меры Чувства меры

Очень трудно любить сразу двоих – и себя, и своего мужчину

Cosmopolitan
Голова не болит: как быстро избавиться от похмелья Голова не болит: как быстро избавиться от похмелья

Рассказываем, как быстро преодолеть абстинентный синдром после алкоголя

Cosmopolitan
Олег Целков: «Я хочу только рисовать и любить Тоню» Олег Целков: «Я хочу только рисовать и любить Тоню»

С родины его выслали за тунеядство

Караван историй
Очень страшный интернет. Чего боятся родители Очень страшный интернет. Чего боятся родители

О том, как страх нового мешает нам найти диалог с детьми

СНОБ
Валентин Кузнецов: Как поколение Z меняет офлайн-магазины и почему ритейлу это понравится Валентин Кузнецов: Как поколение Z меняет офлайн-магазины и почему ритейлу это понравится

Какие предпочтения у поколения Z и почему их тянет в офлайн-магазины?

СНОБ
Сил моих больше нет Сил моих больше нет

Мало кому из родителей нравится повышать голос на своих детей

Лиза
Открыть в приложении