Группа СБПЧ — о воображаемых мирах, рождении строчек и мелодий

Seasons of lifeЗнаменитости

У нас есть всё

Текст Вика Бордукова. Фотографии Женя Онегина. Иллюстрации Дарья Уланова

12:00 по Берлину — это сколько по Москве? 14:00. Минута в минуту встречаемся в «зуме» с Кириллом Ивановым, Женей Борзых, через пару минут подключается Стас Астахов. Группа «Самое Большое Простое Число» (или порой трудновыговариваемое СБПЧ) — в сборе. Половину разговора мы хохотали, как и должно быть, если вспоминать все веселые песни, концерты и раскапывать внутренние истории работы над альбомами. Другую часть — говорили про воображаемые миры, которые существуют в текстах группы, рождение строчек и мелодий, общие смыслы, доверие, эксперименты и лирических героев.

Кто пишет тексты песен? Как они рождаются?

Кирилл: Мы с Женей.

Женя: В основном Кирилл пишет…

Кирилл: Мне нравится, что текст может появиться совершенно разными способами. Если бы был всего один верный способ написать песню, его бы приходилось искусственно взращивать или ждать момента. Это было бы странно, это был бы обряд. А мы — про творчество. Иногда просто гуляешь, напеваешь себе что-то. Иногда тебя занимает какая-нибудь мысль, ты ходишь, думаешь, думаешь, думаешь — как ее облачить в форму песни. Иногда первым в голову вообще приходит мотив. А иногда — отдельная фраза. Ты ее сочинил или произнес в разговоре или вообще — подслушал. У меня в заметках есть огромный файл с такими строчками. Некоторые находят свое место только через несколько лет.

Женя: Людмила Стефановна Петрушевская любит повторять: «Пришло — запиши. Больше могут не прислать».

Кирилл: У такого записывания строчек, правда, есть обратная сторона: когда ты видишь законченный текст в заметках или уже слушаешь в записи — он затвердевает. Ты не понимаешь возможностей для его развития и можешь случайно застрять в форме, проглядеть что-то интересное, что могло бы появиться в песне. Поэтому, когда мы записываем демо, я стараюсь голос записывать в последнюю очередь, а до записи — просто думать про строчки, крутить, напевать — так текст или манера исполнения остаются пластичными, естественными.

Женя: Я тут немного не согласна. Иногда есть мелочи, которые если не запишешь, то они просто уйдут, ты их больше не вспомнишь.

Кирилл: Так может, они уйдут, потому что им не нужно быть? У меня так устроено и так для меня — работает.

А где в совместной работе над песнями и альбомами заканчивается это «я» и «у меня» и начинается «мы»?

Кирилл: Обычно кто-то из нас приносит замысел — я, Женя или Стас. Вот в последнем альбоме есть песня «Если б я был прав» (2024), она родилась из того, что Стас придумал последовательность аккордов. Я услышал, как он ее наигрывает, и предложил попробовать сделать из этого танцевальный трек. Стас, так ведь?

Стас: Чуть-чуть так, чуть-чуть не так, но в целом да. В музыке же есть мелодия — иногда она приходит первой. С той песней случилось следующим образом: мне пришли аккорды и мелодия (напевает). Потом мы уже внедряем в мелодии строчки, слова, буквы. Каждый раз процесс устроен по-разному, и, мне кажется, в этом и есть интерес работы с музыкой — соединения и комбинации звука, мелодии, аккордов, текста — магия.

Как тексты уживаются с мелодиями?

Кирилл: Иногда может оказаться, что слова сами по себе не так важны. Хочешь писать — напиши текст, стихотворение, издай его в книге, в микроблоге. Песни работают иначе. В них есть свои ограничения, но в них же — огромная сила того, какое течение мы задаем, как слова слипаются с музыкой, с манерой исполнения, с акцентами.

Стас: Я немного со стороны смотрю на тексты, потому что не пишу их. Но, как мне кажется, мы в своих песнях не цепляемся за короткие слова и фразы, а наоборот — пытаемся собирать тексты и более естественно, как фразы из живой речи. Женя вообще любит истории огромные придумывать.

Женя: Мне свойственно романтическое мышление, поэтому все, что я сочиняю, оно трагическое или героическое. Чтобы оно не было напыщенным или глупым — я играю в жанры. Ну условно — менестрель, когда рыцарь пишет даме, а дама никогда с ним не будет. Специально придумываю громоздкие фразы, которые будут звучать нарочито возвышенно, как у менестрелей.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Corso & Co Corso & Co

Как культурное комьюнити Eterotopie вдыхает новую жизнь в древнюю Флоренцию

Seasons of life
Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик Кружок, два глаза и улыбка: кто и когда придумал первый смайлик

Как родилась идея смайлика, которая впоследствии изменила мир

ТехИнсайдер
Детка, ты просто космос Детка, ты просто космос

Певица Mona рассказала нам о желании помогать слабым и умении любить безусловно

VOICE
Пора сажать Пора сажать

Даже если на земле еще лежит снег, пора подумать о посадках

Добрые советы
Рим и германцы Рим и германцы

Встреча с варварами потрясла Рим, заставив изменить организацию римской армии

Дилетант
АУК — это мы все АУК — это мы все

Аутентичная уральская кухня — проект, который изменил всю мою жизнь

Bones
Семейные ценности Семейные ценности

«Тюдоры»: хорошая интрига важнее историчности, а легенды сильнее реальности

Дилетант
Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия» Макар Хлебников: «Близкий круг – лучшая терапия»

Макар Хлебников о том, как стал актером, и о партнерстве с Юрой Борисовым

Ведомости
Вечный двигатель Вечный двигатель

Белла Филатова о том, как «чужое» место может стать «своим»

Seasons of life
Кто с сердечком кому Кто с сердечком кому

Каким должно быть любовное письмо?

Seasons of life
Танцы в Аничковом Танцы в Аничковом

При дворе Николая I светские законы сочетались с военным уставом

Дилетант
Темная история Темная история

Пигментация – не просто дефект кожи. Но как от нее избавиться?

Добрые советы
Ты и вы Ты и вы

«Ты» и «вы» — стекла калейдоскопа, разделяющие мир на свое и чужое

Seasons of life
Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1 Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 1

Развитие торговых и политических отношений между США и Российской империей

Наука и техника
Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов Как уговорить близкого с зависимостью обратиться за помощью: 6 верных шагов

Пошаговый план действий для родственников человека с зависимостью

Psychologies
«Падучая» под контролем «Падучая» под контролем

Что такое эпилепсия и какие подходы к ее лечению предлагает современная наука?

Знание – сила
Андрей Синявский Андрей Синявский

Андрей Донатович Синявский — фантаст, философ и филолог

Дилетант
Талант грани Талант грани

Катя Грань занимается керамикой почти десять лет, ее вазы — часть природы

Seasons of life
Я тебя — что? Я тебя — что?

Как меняется смысл «ты» в культуре, отношениях и восприятии себя?

Seasons of life
Куда поплыла ипотека Куда поплыла ипотека

Неожиданный для российского рынка продукт предложил ТКБ Банк: плавающая ставка

Монокль
Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1 Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 1

О творческих достижениях, не вписывающихся в рамки объектов авторского права

Наука и техника
По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги По местам Дягилева в Петербурге. Отрывок из книги

Какие места в Петербурге определили творчество Сергея Дягилева

СНОБ
Сильные стороны Сильные стороны

Знакомство с моторной яхтой Cranchi Sessantadue 62 верфи Cranchi Yachts

Y Magazine
Парфюмерный этикет Парфюмерный этикет

Как правильно использовать ароматы

Grazia
На лице написано На лице написано

Термин «кортизоловое лицо» будоражит просторы интернета. Что это такое?

Добрые советы
Бетонные гиганты выходят в море Бетонные гиганты выходят в море

Как в арсенале судостроителей появился бетон

Наука и техника
Сезонный переполох Сезонный переполох

Какие болезни чаще всего обостряются весной и что с этим делать?

Лиза
Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей» Антон Рогачёв: «Прежде всего мы стремились играть людей»

Актер Антон Рогачёв про взаимоотношения с фэнтези и любовь к истории

Grazia
Мюзикальная сказка Стамбула Мюзикальная сказка Стамбула

Увидеть дворец султана Сулеймана, колоритный восточный базар и величие Босфора

ЖАРА Magazine
Все в сад! Все в сад!

Отправляемся за яркими красками

Добрые советы
Открыть в приложении