Кокошник дамы червей
Большой бальный сезон в дореволюционной России – это время между рождественскими праздниками и Великим постом, которого светское общество ждало, заказывая роскошные наряды и стремясь каждый раз удивить чем-то — так, чтобы об этом не только говорили до следующего бала, а, может быть, вспоминали несколько поколений. Самым знаменитым в истории стал Русский бал 1903 года в Зимнем дворце — роскошное празднество правления последнего из российских монархов. И хотя кажется, что о нем известно уже все, этот бал продолжает удивлять новыми фактами.
Год назад мне довелось сделать маленькое, но сенсационное открытие — атрибутировать кокошник, хранящийся в Омском государственном историко-краеведческом музее. Ошибкой было бы сказать, что он «нашелся», так как его никто не терял — кокошник в музейной коллекции с 1927 года и неоднократно выставлялся. Я увидел его однажды на выставке в Омске, было очевидно, что это — не предмет народного костюма, а виртуозная стилизация XIX века, когда «русский стиль» был трендом эпохи. Изящная форма с закругленными краями — это дань ар-нуво, в традиционном костюме аналогов ей нет. Лишь по прошествии времени понял, что кокошник этой формы был единственным и мне известна его хозяйка. Вместе с хранителем Оксаной Николаевной Дробуш мы сопоставили предмет с фотографиями с бала 1903 года — без сомнения, в наших руках был кокошник Великой княгини Ксении Александровны, сестры Николая II.
Как реликвия оказалась в Омске?
После революции при национализации дворцов, усадеб и просто квартир все из реквизируемого имущества, представляющее художественную ценность, стекалось в так называемые распределительные музейные фонды в Петрограде и Москве. После национализации дворца на Мойке, подаренного императором на свадьбу Ксении Александровне и Александру Михайловичу, в музейный фонд попал маскарадный наряд 1903 года. Платье Великой княгини вместе с костюмами знаменитого бала из других дворянских дворцов направили в Этнографический музей — видимо, в них увидели подлинные старинные русские наряды. Лишь в 1946 году Этнографический музей передал их в Эрмитаж — так там сложилась самая значительная коллекция костюмов Русского бала. Кокошник же тихо лежал на полке до 1927 года, пока по запросу тогдашнего директора для Омского музея не были выделены несколько старинных крестьянских кокошников XVIII века. С ними вместе, с той же атрибуцией, в Омск переехал маскарадный убор Ксении Александровны.
Самое удивительное в истории ставшего легендой Русского бала — это то, что готовился он в невероятной спешке. Идея устроить бал в национальных костюмах спонтанно пришла императрице Александре Федоровне за завтраком 29 декабря 1902 года. И хотя регламент бального сезона был утвержден еще в ноябре, в нем нашли место, совместив с маскарадом запланированный на 11 февраля в Эрмитажном театре концерт. Приглашения начали рассылать в январе — так Русский бал стал «идеальным ивентом», подготовленным от силы за месяц. Не удивительно, что более сотни приглашенных отказались от участия в бале — невозможно было успеть подготовить подобающий костюм, да и его баснословная дороговизна была очевидна.