Какие образы войны предлагают паблики и форумы о Великой Отечественной войне?

Знание – силаHi-Tech

Оперативная память. День Победы и его цифровые образы

Андрей Линченко, Оксана Головашина, Даниил Аникин

Вряд ли кто-то станет отрицать, что среди коллективных представлений о войнах, которые в прошлом вела Россия, память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов занимает совершенно особое место. Причинами этого является и незначительное по историческим меркам время, прошедшее с момента завершения этой войны, и важная роль победы в ней для государства, позволявшая в советское время говорить о торжестве модели социализма, а в постсоветское время – указывать на особую моральную роль России в мировой истории. Еще одним немаловажным обстоятельством является и то место, которая занимает ВОВ в памяти нескольких поколений россиян и жителей бывшего Советского Союза, до сих пор сохраняющих в семейной памяти трагические и героические воспоминания о войне. Однако, как известно, все течет, все изменяется. Коллективная память об исторических событиях – не исключение. Достаточно популярной среди отечественных и зарубежных ученых является теоретическая концепция немецкого египтолога Яна Ассмана, который в свое время предложил оригинальный механизм постепенного изменения коллективной памяти. Согласно его взглядам, неизбежная смена поколений – источник для перехода коммуникативной памяти в память культурную, где первая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, а вторая – результат интерпретации событий прошлого под влиянием институтов памяти (СМИ, образование, наука, искусство). Другими словами, институты перехватывают память о прошлом и создают иную конструкцию прошлого, которая, как метко подмечает Я. Ассман, оказывается «делом мнемотехники».

Отечественные ученые не устают подчеркивать тот факт, что историческая память не тождественна историческому сознанию. Это в первую очередь означает, что можно помнить о событиях, но не рефлексировать о них критически. Более того, помнить можно по-разному. По точному определению ведущего отечественного исследователя проблем исторической памяти Л. П. Репиной: «историческая память есть совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом».

Появление интернета, вне всяких сомнений, свидетельствует о выходе на авансцену коллективной памяти еще одного культурного посредника, изменяющего наши представления о прошлом. Открытость интернета, его интерактивный характер позволяют ему выступать особым пространством ее трансляции. Информация в интернете, как правило, не проходит предварительной селекции и оценки, а способность сети органично сочетать все формы записи информации (звуковые, текстовые, визуальные) порождает принципиально новое соотношение в пространстве приватного и публичного, локального и глобального.

Можно ли сказать, что память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов приобретает совершенно новые смысловые оттенки в активно развивающемся российском интернет-пространстве? Нетрудно ответить на этот вопрос положительно, ведь активное развитие интернет-пабликов и социальных сетей происходит на фоне перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в современной России в память культурную, когда уходят в вечность последние представители поколения ветеранов и свидетелей войны. Гораздо сложнее другой вопрос – какие образы войны предлагают российские интернет-паблики и форумы посетителей новостных сообщений о Великой Отечественной войне? Ответить на этот вопрос мы постарались на основе двух ранее проведенных нами исследований. Первое исследование 2017 года представляло собой контент-анализ особенностей восприятия Дня Победы в российском интернет-пространстве в 2010— 2015 годах. Второе исследование 2021 года представляло собой изучение интернет-комментариев посетителей региональных новостных сайтов и пабликов Калининградской, Тульской и Томской областей о памятных мероприятиях по поводу Великой Отечественной войны.

Память о любой войне всегда опирается на коммеморации ее отдельных событий, которые выступают своеобразными точками притяжения и с особенной яркостью подчеркивают героические и трагические стороны конфликта. Обращаясь к памяти о Великой Отечественной войне, читатель без труда найдет множество таких больших и малых событий, однако наиболее знаковым, конечно, является День Победы – кульминация всех коммемораций вой-ны в российском обществе. Именно по этой причине, в наших исследованиях мы сконцентрировали внимание именно на коммеморациях 9 мая в российском интернете.

Социологические опросы, проводимые как государственными, так и негосударственными социологическими службами и агентствами, показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне в качестве одного из важнейших мировоззренческих ориентиров в современном российском обществе. Можно ли сказать, что Рунет повторяет эту тенденцию?

Одним из наиболее важных параметров, позволяющих оценить общественное внимание к тому или иному феномену, является частотность упоминаний в интернете. Для анализа частотности разработан целый ряд инструментов, из которых нами был выбран ресурс Google Ngram Viewer. Он позволяет оценить количество употреблений определенного словосочетания во всех комплексах текстов в GoogleBooks1, а также это количество по годам, что делает возможным получение наглядной картинки. Задав словосочетание «День Победы» и выбрав в качестве хронологических границ годы с 1940 по 2008, мы получили следующие результаты:

Рис. 1. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу русскоязычных текстов) Источник: по данным https://books.google. com/ngrams/graph?content

1. То есть только тех текстов, что оцифрованы в рамках проекта GoogleBooks (Прим. ред.).

На графике видно, что усиление общественного внимание ко Дню Победы отчетливо связано с очередными годовщинами этого события, причем первый пик количества публикаций связан с 30‑летием Победы в 1975 году, а затем с двумя другими круглыми датами – 40‑летием и 50‑летием. Любопытны две закономерности. Во-первых, ситуация начала 1990-х годов, когда ВОВ практически выпадает из сферы общественного внимания, возвращаясь к показателям начала 1960‑х. Это легко объяснимо не только тяжелой экономической ситуацией, но и общим снижением интереса к советскому прошлому в условиях кратковременного обретения новых мировоззренческих приоритетов. Во‑вторых, еще более существенным является снижение внимания даже к юбилеям, начиная с 2000‑х годов, когда, казалось бы, этот праздник становится главным атрибутом политической культуры.

Если посмотреть на комплекс англоязычных текстов, то можно увидеть схожие закономерности – рост интереса в период юбилеев и постепенный спад в промежутки между ними (рис. 2).

Рис. 2. Частотность употребления «День Победы» 1940—2008 (по корпусу американских англоязычных текстов)

Число пользователей сети интернет растет, однако объяснить одним этим фактом рост количества упоминаний «День Победы» почти в два раза в юбилейный 2015 год нельзя. Для дальнейшего анализа был выбран более короткий промежуток времени – со 2 по 17 мая каждого года в период с 2010 по 2015‑й. Материалы отсортированы по релевантности, что позволяет отследить наиболее популярные с точки зрения пользователей Рунета посты, так или иначе связанные с Днем Победы. Подсчет велся по всем материалам, интегрированным в сервис Яндекс.Блоги за период с 1 января по 1 июня каждого года без выбора региона поиска (рис. 3). Итак, какие же темы и их оценки являются наиболее значимыми в российском интернет-пространстве?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Неизгладимое впечатление Неизгладимое впечатление

Чешский бренд светильников Lasvit переосмысливает ботанические принты

Robb Report
Тёплая осень 1964-го Тёплая осень 1964-го

«Не прошу милости — вопрос решён» — так Никита Хрущёв завершил своё выступление

Дилетант
Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования Чему учат в школе: как в России изменилась сфера образования

Как учебные учреждения развиваются по всей стране и к чему это все приведет

Правила жизни
Правильный подарок Правильный подарок

Нумерология поможет не ошибиться с выбором подарка и найти идеальный презент

Лиза
Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины Почему новые партнеры так похожи на бывших: 2 причины

Почему мы склонны завязывать отношения с партнерами одного и того же типа

Psychologies
Инновации как способ выживания Инновации как способ выживания

На макроуровне никакой активизации НИОКР в средних компаниях не замечено

Монокль
Страстно интересно Страстно интересно

В каких фильмах искать чужие и свои страсти, рассказывают кинокритики

СНОБ
Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем» Александр Зацепин: «Мне очень повезло с Гайдаем»

Его часто называют гением киномузыки, а коллеги дали прозвище Железный Шурик

Коллекция. Караван историй
Как подобрать правильно вклад и не ошибиться? Как подобрать правильно вклад и не ошибиться?

С повышением ключевой ставки Банком России ставки по вкладам поползли вверх

Наука и техника
Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» Ты «чушпан», а я пацан. О чем сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Почему «Слово пацана. Кровь на асфальте» стал таким популярным

Psychologies
Ревизия аптечки. 4 типа лекарств, которые плохо влияют на зубы Ревизия аптечки. 4 типа лекарств, которые плохо влияют на зубы

Насколько безобидны всем привычные препараты, которые мы часто используем?

Лиза
Уметь = преуспеть Уметь = преуспеть

Есть такие умения, которые пригодятся везде и всегда. Их стоит отточить

Лиза
Танки на колесах Танки на колесах

Есть ли перспектива у так называемых «колесных танков»?

Обозрение армии и флота
Выйти из «зловещей долины» Выйти из «зловещей долины»

Что такое ИИ-тревожность и как с ней справляться

РБК
Без паники! Без паники!

Что делать, если потеряла все документы

Лиза
Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят Тейлор Свифт стала человеком года по версии Time: почему одни люди ее боготворят, а другие — на дух не переносят

Тейлор Свифт: за что её любят и за что ненавидят?

Psychologies
Растениеводы вновь теряют маржу Растениеводы вновь теряют маржу

Зарегулированность отрасли, низкие цены на продукцию и активный рост затрат

Агроинвестор
Четверть — веха Четверть — веха

Несмотря на возраст, ТНТ продолжает искать новое и не боится экспериментировать

Правила жизни
Фермерский продукт в законе Фермерский продукт в законе

Минсельхоз поддержал законодательное закрепление понятия фермерского продукта

Агроинвестор
«Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо» «Люди не смогут отличить, что реально, а что воображаемо»

Пять кратких историй успеха, достигнутого в том числе и выходцами из России

РБК
На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами На ошибках учатся: что случилось с первым в мире реактивным самолетом «Комета» с квадратными окнами

Почему иллюминаторы самолетов имеют округлую форму

ТехИнсайдер
Отчаянный газовый покер Отчаянный газовый покер

На рынке СПГ есть только два игрока, которые имеют достаточные амбиции

Монокль
Удивительные шишки Удивительные шишки

У каких деревьев бывают шишки? И какие они?

Наука и жизнь
Счастливая история! Японец не разговаривал с женой 20 лет, но они продолжали жить вместе Счастливая история! Японец не разговаривал с женой 20 лет, но они продолжали жить вместе

Почему этот японец не разговаривал со своей женой два десятка лет?

ТехИнсайдер
«Чувства Анны»: мир без любви «Чувства Анны»: мир без любви

Анна Меликян рассказывает классическую историю Золушки в фильме «Чувства Анны»

Монокль
Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно Зачем подводить итоги года и как сделать это грамотно

Как итоги старого года помогут сделать будущий год еще продуктивнее

Maxim
Есть ли у них шанс выжить? Есть ли у них шанс выжить?

Как живут и выживают народы-изоляты

Зеркало Мира
Уходят в лед Уходят в лед

Российская полярная наука переживает настоящий ренессанс

Men Today
Ателье как хобби и не только Ателье как хобби и не только

К чему привел выход китайских фабрик в индустрию индивидуального пошива

Монокль
Открыть в приложении