Оперативная память. День Победы и его цифровые образы
Вряд ли кто-то станет отрицать, что среди коллективных представлений о войнах, которые в прошлом вела Россия, память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов занимает совершенно особое место. Причинами этого является и незначительное по историческим меркам время, прошедшее с момента завершения этой войны, и важная роль победы в ней для государства, позволявшая в советское время говорить о торжестве модели социализма, а в постсоветское время – указывать на особую моральную роль России в мировой истории. Еще одним немаловажным обстоятельством является и то место, которая занимает ВОВ в памяти нескольких поколений россиян и жителей бывшего Советского Союза, до сих пор сохраняющих в семейной памяти трагические и героические воспоминания о войне. Однако, как известно, все течет, все изменяется. Коллективная память об исторических событиях – не исключение. Достаточно популярной среди отечественных и зарубежных ученых является теоретическая концепция немецкого египтолога Яна Ассмана, который в свое время предложил оригинальный механизм постепенного изменения коллективной памяти. Согласно его взглядам, неизбежная смена поколений – источник для перехода коммуникативной памяти в память культурную, где первая охватывает воспоминания, связанные с недавним прошлым, а вторая – результат интерпретации событий прошлого под влиянием институтов памяти (СМИ, образование, наука, искусство). Другими словами, институты перехватывают память о прошлом и создают иную конструкцию прошлого, которая, как метко подмечает Я. Ассман, оказывается «делом мнемотехники».
Отечественные ученые не устают подчеркивать тот факт, что историческая память не тождественна историческому сознанию. Это в первую очередь означает, что можно помнить о событиях, но не рефлексировать о них критически. Более того, помнить можно по-разному. По точному определению ведущего отечественного исследователя проблем исторической памяти Л. П. Репиной: «историческая память есть совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом».
Появление интернета, вне всяких сомнений, свидетельствует о выходе на авансцену коллективной памяти еще одного культурного посредника, изменяющего наши представления о прошлом. Открытость интернета, его интерактивный характер позволяют ему выступать особым пространством ее трансляции. Информация в интернете, как правило, не проходит предварительной селекции и оценки, а способность сети органично сочетать все формы записи информации (звуковые, текстовые, визуальные) порождает принципиально новое соотношение в пространстве приватного и публичного, локального и глобального.
Можно ли сказать, что память о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов приобретает совершенно новые смысловые оттенки в активно развивающемся российском интернет-пространстве? Нетрудно ответить на этот вопрос положительно, ведь активное развитие интернет-пабликов и социальных сетей происходит на фоне перехода коммуникативной памяти о Великой Отечественной войне в современной России в память культурную, когда уходят в вечность последние представители поколения ветеранов и свидетелей войны. Гораздо сложнее другой вопрос – какие образы войны предлагают российские интернет-паблики и форумы посетителей новостных сообщений о Великой Отечественной войне? Ответить на этот вопрос мы постарались на основе двух ранее проведенных нами исследований. Первое исследование 2017 года представляло собой контент-анализ особенностей восприятия Дня Победы в российском интернет-пространстве в 2010— 2015 годах. Второе исследование 2021 года представляло собой изучение интернет-комментариев посетителей региональных новостных сайтов и пабликов Калининградской, Тульской и Томской областей о памятных мероприятиях по поводу Великой Отечественной войны.
Память о любой войне всегда опирается на коммеморации ее отдельных событий, которые выступают своеобразными точками притяжения и с особенной яркостью подчеркивают героические и трагические стороны конфликта. Обращаясь к памяти о Великой Отечественной войне, читатель без труда найдет множество таких больших и малых событий, однако наиболее знаковым, конечно, является День Победы – кульминация всех коммемораций вой-ны в российском обществе. Именно по этой причине, в наших исследованиях мы сконцентрировали внимание именно на коммеморациях 9 мая в российском интернете.
Социологические опросы, проводимые как государственными, так и негосударственными социологическими службами и агентствами, показывают сохранение памяти о Великой Отечественной войне в качестве одного из важнейших мировоззренческих ориентиров в современном российском обществе. Можно ли сказать, что Рунет повторяет эту тенденцию?
Одним из наиболее важных параметров, позволяющих оценить общественное внимание к тому или иному феномену, является частотность упоминаний в интернете. Для анализа частотности разработан целый ряд инструментов, из которых нами был выбран ресурс Google Ngram Viewer. Он позволяет оценить количество употреблений определенного словосочетания во всех комплексах текстов в GoogleBooks1, а также это количество по годам, что делает возможным получение наглядной картинки. Задав словосочетание «День Победы» и выбрав в качестве хронологических границ годы с 1940 по 2008, мы получили следующие результаты:
1. То есть только тех текстов, что оцифрованы в рамках проекта GoogleBooks (Прим. ред.).
На графике видно, что усиление общественного внимание ко Дню Победы отчетливо связано с очередными годовщинами этого события, причем первый пик количества публикаций связан с 30‑летием Победы в 1975 году, а затем с двумя другими круглыми датами – 40‑летием и 50‑летием. Любопытны две закономерности. Во-первых, ситуация начала 1990-х годов, когда ВОВ практически выпадает из сферы общественного внимания, возвращаясь к показателям начала 1960‑х. Это легко объяснимо не только тяжелой экономической ситуацией, но и общим снижением интереса к советскому прошлому в условиях кратковременного обретения новых мировоззренческих приоритетов. Во‑вторых, еще более существенным является снижение внимания даже к юбилеям, начиная с 2000‑х годов, когда, казалось бы, этот праздник становится главным атрибутом политической культуры.
Если посмотреть на комплекс англоязычных текстов, то можно увидеть схожие закономерности – рост интереса в период юбилеев и постепенный спад в промежутки между ними (рис. 2).
Число пользователей сети интернет растет, однако объяснить одним этим фактом рост количества упоминаний «День Победы» почти в два раза в юбилейный 2015 год нельзя. Для дальнейшего анализа был выбран более короткий промежуток времени – со 2 по 17 мая каждого года в период с 2010 по 2015‑й. Материалы отсортированы по релевантности, что позволяет отследить наиболее популярные с точки зрения пользователей Рунета посты, так или иначе связанные с Днем Победы. Подсчет велся по всем материалам, интегрированным в сервис Яндекс.Блоги за период с 1 января по 1 июня каждого года без выбора региона поиска (рис. 3). Итак, какие же темы и их оценки являются наиболее значимыми в российском интернет-пространстве?