Когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем

РБКСобытия

Как устроен симфонический оркестр и как превратить концерт в перформанс

Вместе с фестивалем SOUND UP выясняем, когда в музыке появились симфонические оркестры и что в них менялось со временем, как исполнять произведения с дирижером и без него, как рассадить на сцене сотню музыкантов и почему оркестр важно слушать вживую

Ирина Севастьянова

347025468985722.jpeg
© пресс-служба

Новый перформанс SOUND UP: inside the orchestra предлагает взглянуть на симфонический оркестр с неожиданной стороны. 14 декабря слушатели смогут понаблюдать за репетиционным процессом музыкантов и буквально попасть внутрь партитуры композитора Ильи Демуцкого. Начать погружение в историю симфонического оркестра и узнать о том, как он выглядит сегодня, предлагает музыкальный журналист Ирина Севастьянова.

Новый перформанс SOUND UP: inside the orchestra предлагает взглянуть на симфонический оркестр с неожиданной стороны. 14 декабря слушатели смогут понаблюдать за репетиционным процессом музыкантов и буквально попасть внутрь партитуры композитора Ильи Демуцкого. Начать погружение в историю симфонического оркестра и узнать о том, как он выглядит сегодня, предлагает музыкальный журналист Ирина Севастьянова.

Симфонический оркестр — первое, что приходит в голову при словосочетании «академическая музыка». Это монументально, возвышенно и престижно, поэтому все поп- и рок-звезды на пике карьеры обязательно делают симфонический концерт. Симфонии — это произведения для большого состава инструментов. В этом жанре отражаются наиболее важные для композиторов идеи и концепции, и в основе формы заложены классические философские принципы: тезиса и антитезиса, единства и борьбы противоположностей. Драматургия симфоний часто устроена по принципу контраста: трагические образы чередуются с лирическими, сменяются темпы, уровни громкости и другие музыкальные параметры.

В музыкальную практику симфонические оркестры прочно вошли только во второй половине XVIII века, во времена Гайдна, Моцарта и Бетховена. Тогда инструментальные концерты больших составов были роскошью, доступной лишь небольшой прослойке общества. При дворах существовали оркестры, которые возглавлялись капельмейстерами, — кураторами всех музыкальных событий. Эта должность считалась наивысшей точкой в карьере музыканта. Моцарт мечтал о ней, но так и не успел получить, а вот его мнимый соперник — Сальери — в этой сфере преуспел, как никакой другой композитор своего времени.

Произведения тех лет преимущественно писались для оркестра в среднем с 40 участниками: струнными (скрипками, альтами, виолончелями, контрабасами), деревянными духовыми (флейтами, гобоями, кларнетами, фаготами), медными духовыми (валторнами и трубами) и ударными (литавры). Примерно такое же деление на группы сохраняется и сегодня, разница состоит лишь в том, что количество духовых и ударных инструментов увеличилось.

В XIX веке параллельно с симфониями развивались и другие жанры: оркестровые поэмы, фантазии и увертюры. В них композиторы часто делали отсылки к литературным произведениям или придумывали собственные сюжеты. Значительно усложнились и оркестровые партии в операх и балетах, а некоторые эпизоды из театральных сочинений стали, набрав популярность, исполняться отдельно в концертах. «Полет валькирий» или музыка из «Щелкунчика» — самостоятельные симфонические произведения, живущие уже независимо от оперы и балета и до сих пор вызывающие восторг у многих слушателей.

347025466883894.jpeg
© пресс-служба

Какой бывает рассадка

Уже в XVIII веке композиторы стали выводить идеальную формулу рассадки музыкантов во время исполнения. Медные духовые обычно помещают в глубине сцены, потому что они звучат значительно громче остальных. На переднем плане всегда оказываются струнные, и их в оркестре больше всего. Их мягкие тембры придают звучанию объемности. По центру обычно сидят деревянные духовые. Именно такая рассадка позволяет добиться эффекта стерео даже без электронных вмешательств.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении