Шанс для защиты: как реагировать на иски прокуратуры о пересмотре итогов приватизации
Развитие событий в стране не позволяет рассчитывать на прекращение возбуждения новых дел об изъятии имущества в пользу государства, полагает управляющий партнер адвокатского бюро ТА Legal Consulting Марат Агабалян. Однако у добросовестных собственников есть возможность заранее проанализировать историю своих активов и подготовить ответы на наиболее типичные претензии прокуратуры
Начиная с 2022 года органы российской прокуратуры начали активные действия по возвращению в государственную собственность частных активов. Этот процесс можно было бы охарактеризовать как национализацию, хотя на всех уровнях власти подчеркивается, что установки на пересмотр итогов приватизации нет. Тем не менее прокурорские иски привели к возбуждению более 60 гражданских дел. Попробуем разобрать общие тенденции таких исков и обсудим способы возможной защиты для добросовестных владельцев активов.
К кому приходят
Практика показывает, что в сфере интересов прокуратуры могут оказаться акции производственных предприятий, земельные участки и иная недвижимость. По статистике, чаще всего прокуроры требуют обратить в государственную собственность именно промышленные активы. В «прицеле» находятся наиболее прибыльные предприятия, как правило, работающие в военно-промышленном комплексе или в стратегических отраслях, особенно если такие предприятия контролируются иностранными бенефициарами.
Так, были изъяты акции предприятий из группы ЧЭМК, АО «Метафракс Кемикалс», Сясьского целлюлозно-бумажного комбината, Ростовского оптико-механического завода и других компаний. Что касается недвижимости, то особенно примечательны дела Краснодарского завода тяжелого станкостроения, который лишился своих зданий и земельных участков, и Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), у которой изъяли 34 санаторно-курортных учреждения.
Основные претензии надзорного органа — нарушение правил приватизации и антикоррупционного законодательства, установление незаконного иностранного контроля. Бывают и более специфические поводы, такие, как выбытие из государственной собственности имущества против воли собственника (дело Краснодарского завода тяжелого станкостроения) или нарушение целостности санитарно-курортного комплекса (дело ФНПР).
Некоторым ответчикам удается договориться с прокуратурой о прекращении дела. Например, Генпрокуратура требовала изъять в пользу государства акции энергетической компании СИБЭКО. Иск был подан в том числе к миллиардеру Андрею Мельниченко. В итоге было заключено мировое соглашение. Непосредственный собственник СИБЭКО — АО «Кузбассэнерго» — обязался направить некую сумму на благотворительность. По неизвестной причине прокуратура отозвала иск в деле ООО «ХайдельбергЦемент Рус». Но такие случаи единичны, и поскольку информация об условиях урегулировании конфликта носит закрытый характер, то вряд ли можно говорить о каких-то понятных механизмах, позволяющих разрешить конфликт между частным собственником и государством.