Арт-крайм
Вероятно, есть сферы более авантюрные, чем преступления в области искусства, но более изящных авантюр точно не существует. Александр Железников, управляющий партнер адвокатской коллегии «Железников и партнеры», по просьбе «Правил жизни» вспоминает драматичный случай из своей практики.
Всегда хотел написать текст, который начинался бы как рассказ Конан Дойля. Что-то вроде: «Мы с Холмсом (в смысле с коллегой) сидели у себя на Бейкер-стрит (в смысле в офисе). В приемную вошла красивая интеллигентная женщина в возрасте, который (по ту сторону Ла-Манша) принято называть элегантным».
Примерно так началось одно из самых примечательных дел в моей богатой приключениями адвокатской практике. Примечательно оно было не только яркой во всех отношениях личностью доверительницы, но и тем уникальным составом преступления, который ей вменяли. Речь шла о культурных ценностях – мало того, статья, по которой хотели привлечь нашу гостью, в истории страны не применялась еще ни разу. Но об этом чуть позже.
О тема искусства как объекта преступного посягательства! Она, как вселенная, бесконечна, но при этом еще и бесконечно расширяется. Любимые фильмы моего детства и юности: «Как украсть миллион», «Афера Томаса Крауна», «Одиннадцать друзей Оушена». Герои их, джентльмены стокгольмского типа, люди образованные, тонкие, интеллигентные, и, в сущности, никакие не преступники, вызывали живейшее сочувствие. Мне удалось повстречать таких людей – не все они миляги, но свой шарм у них есть: для этого вида преступлений образованность, чувство художественного вкуса и авторитет арт-дилера – это едва ли не непременные условия, если речь не идет о профессиональных вандалах вроде экоактивистов Just Stop Oil, чью деятельность я в цензурных выражениях оценивать не берусь.
Дело в том, что для эффективных продаж, например, поддельных картин, то есть репродукций, необходимо быть вхожим в высшие круги общества. Можно вспомнить дело миллиардера Дмитрия Рыболовлева и швейцарского арт-дилера Ива Бувье – тогда российский миллиардер потребовал от аукционного дома «Кристис» компенсацию в размере 380 миллионов долларов, посчитав аукционистов причастными к совершенному в отношении него мошенничеству. Примечательно, что этот аукционный дом уже вел тяжбу с фондом Виктора Вексельберга «Аврора» по поводу картины Бориса Кустодиева, впоследствии признанной поддельной. Широко известна история Ларри Гагосяна, много лет дружившего со своими клиентами-миллиардерами, но не брезговавшего скрывать от своих богатых друзей подробную информацию о предметах, которые он им продавал. Конфликты такого рода стали так часты, что в Гааге была учреждена специальная