«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом
Зазывающие рекламные слоганы, яркая упаковка, продуманное пространство торгового зала или онлайн-маркетплейса увлекают нас в мир мечты, грез и смелых желаний. Раз! — и, как по взмаху волшебной палочки, мы обнаруживаем, что расстались с энной суммой денег или купили ненужную вещь. Особенно это актуально в предновогодний период! Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?
Почему мы попадаемся на маркетинговые уловки
Cколько раз мы ловили себя на том, что купили что-то ненужное, десятые совершенно одинаковые туфли, или начали зачем-то собирать фишки в супермаркете? Иногда кажется, что маркетологи так виртуозно управляют нашим сознанием, что противостоять им совершенно невозможно.
Но это не так, уверяет когнитивно-поведенческий психолог Михаил Кузьмин и предлагает рассекретить манипуляции продавцов: «У каждого из нас есть ограниченный набор предустановленных „драйверов“ мышления, на которые продавцы различных товаров с тем или иным изяществом влияют. Не стоит считать, что маркетологи каждый раз выдумывают что-то новенькое. Продажа товаров — как игра на рояле: всего семь нот, но множество различных комбинаций!»
Процесс мышления у каждого из нас сопровождается когнитивными искажениями (так называемыми ошибками мышления) — ими-то и пользуются маркетологи для манипуляций нашим сознанием
Набор когнитивных искажений ограничен — его описал в 1950-е годы родоначальник рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберт Эллис. И нехитрые приемы, основанные на этих искажениях, до сих пор работают, принося огромные прибыли супермаркетам и маркетплейсам.
В последнее время к этим приемам добавился анализ больших данных и возможности нейросетей. Теперь стоит нам купить смартфон, как искусственный интеллект незамедлительно предложит чехол, зарядку и наушники к новенькому девайсу. Вряд ли мы сможем бороться с ИИ, зато в наших силах отточить наблюдательность и повысить бдительность, чтобы не стать легкой добычей на маркетплейсах.
Что подталкивает нас к приобретению, даже если мы не собирались ничего покупать
Специалист по критическому мышлению нейропсихолог Лев Малазония перечисляет самые распространенные побуждающие приемы, основанные на наших когнитивных искажениях, и дает рекомендации, как им противостоять.
1. Срочность, дефицитность
«Только до 10 сентября! Закрываемся через час! Остался один экземпляр!» — приходилось вам слышать подобные призывы? Как вы думаете, о чем они говорят? Все просто — продавцы играют на страхе упущенной выгоды. Мы думаем: «Так мало времени осталось. Надо брать, пока есть». И покупаем даже то, что нам и бесплатно не нужно было.