Как российскому автопрому нарастить производство?

МонокльАвто

Проклятье малой серии

Технологические консорциумы производителей автомобилей и автокомпонентов — теоретически верная, но пока слишком сырая идея для реанимации отечественного автопрома

Сергей Кудияров

Китайские автопроизводители открыли в России пока только одно сборочное производство — завод Haval под Тулой (на фото), предпочитая масштабный экспорт готовой продукции: в 2024 году доля «китайцев» в продажах легковых автомобилей на российском рынке вплотную приблизилась к 60%

Глава Министерства промышленности и торговли России Антон Алиханов предложил объединить игроков российского автопрома в консорциумы, чтобы нарастить производство и уйти от крупноузловой сборки.

Алиханов также отметил, что надо приложить все усилия, чтобы не повторить ошибок, допущенных в работе с европейскими и южнокорейскими компаниями: «Не должно быть возможности просто повернуть ключ, выключить рубильник и уйти… У нас те средства, которые мы зарабатываем на утилизационном сборе, в том числе будут направляться на разработку собственных отечественных платформ автомобилей. Мы должны быть обладателями конструкторской документации всего ноу-хау. И мы будем создавать такие мини-консорциумы между несколькими игроками и софинансировать их расходы на создание платформы».

Это не первое подобное предложение. В прошлом году генеральный директор автомобильной компании «Соллерс» (заводы в Ульяновске, Владивостоке, Елабуге) Николай Соболев выступал с той же идеей: необходимо объединиться в национальный автомобильный консорциум для дальнейшей локализации отсутствующих в России технологий, разделив риски и предоставив гарантии потенциальным технологическим партнерам.

Выход инициативы на уровень главы профильного министерства дает шанс на реализацию замысла. Но сможет ли такой консорциум стать волшебным ключом зажигания, способным завести мотор российского автопрома?

Рокировка зависимостей

Корни проблемы уходят в советскую эпоху: наши автозаводы тогда работали в предельно тепличных условиях отсутствия международной конкуренции, что лишало предприятия стимула к модернизации производства и обновлению модельного ряда. «Классика» из 1960-х спокойно выпускалась десятилетиями, вплоть до 1990-х годов — немыслимое явление для их капиталистических современников.

С открытием границ и ростом платежеспособности населения в страну хлынул поток импорта. На пике, в 2008 году, из-за рубежа было завезено 1,5 млн новых и почти 400 тыс. подержанных иномарок — при том что выпуск машин отечественных брендов составлял тогда всего 700 тыс. штук. В 2001 году прекратил работу один из крупнейших автозаводов России — московский АЗЛК (в лучшие времена он выпускал до 200 тыс. легковушек в год).

Надо было что-то делать. И пойти решили по самому простому пути: через включение отечественного автопрома в уже сложившийся мировой автомобильный рынок, давно поделенный крупными корпорациями. По сути, теперь предлагалось не завозить иномарки, а собирать их на месте.

Первенцем новой политики в отрасли стал сборочный завод американской компании Ford, открытый в 2002 году во Всеволожске. Поначалу с его конвейера сходило 25 тыс. авто в год, позже мощность довели до 160 тыс.

Остаткам российского автопрома такой подход ничего хорошего не сулил. В первом десятилетии XXI века прекратил выпуск легковых автомобилей нижегородский ГАЗ, не стало серпуховского СеАЗа, производившего микролитражки. Даже АвтоВАЗ, флагман отрасли, в 2014 году перешел под контроль альянса Renault-Nissan. Доля вазовских марок на внутреннем рынке к тому времени упала до 15%.

При этом совокупный объем сборки легковых автомобилей в России на пике (в 2012–2013 годах) достигал 1,9 млн единиц, суммарно сборочные мощности позволяли выпускать до 3,5 млн машин в год. К началу 2022 года до 85% всех продаваемых в стране автомобилей здесь же и собирались. Но вот собирались из чего?

Конечно, в теории предполагалось, что за простой сборкой последует удлинение цепочек и локализация производства автокомпонентов. Определенные успехи в этом направлении были. Но очень ограниченные. По данным Минпромторга, средний уровень локализации производства автомобилей в России накануне СВО составлял всего 45%, а локализация комплектующих для них не превышала 20% (показатель рассчитывался по добавленной стоимости). Даже у «полувоенного» КамАЗа к началу 2022 года доля импортных деталей достигала 35%.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами Москва по-собянински: азиатский город с архитектурными доминантами и фасадами

Какую Москву хочет построить Сергей Собянин?

Монокль
Как работают слабослышащие таксисты: интервью Как работают слабослышащие таксисты: интервью

Слабослышащий водитель такси — о самых любимых пассажирах и безбилетниках

Maxim
Ванесса Кирби. Фрагменты женщины Ванесса Кирби. Фрагменты женщины

Не было в ее жизни за все тридцать три года роли страшнее и трагичнее

Караван историй
Аллергия на холод Аллергия на холод

Холодовая аллергия – одно из самых парадоксальных заболеваний

Здоровье
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
Жизневский Петербург Жизневский Петербург

Тихон Жизневский о сериале «Преступление и наказание» и актерской вере в сказку

СНОБ
Предательство: как снова доверять людям после измены? Предательство: как снова доверять людям после измены?

Измена: как выбраться из этого травматичного опыта и извлечь из него пользу?

Psychologies
Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах Это я беру на себя: почему бизнес все чаще размещает IT-решения на своих серверах

Почему бизнес предпочитает развивать свою IT-инфраструктуру?

Forbes
Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть» Егор Кончаловский: «Для хороших отношений с родными нужно иметь возможность их не видеть»

Егор Кончаловский: каково это — родиться в самой известной киносемье России

Maxim
Банкир всех штатов Банкир всех штатов

Как Амадео Джаннини создал Bank of America

Деньги
Инвесторы здесь не ходят Инвесторы здесь не ходят

Абхазия: экономика и инвестиции

Монокль
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
В мире животных В мире животных

10 мест на родных просторах, куда можно отправиться, чтобы увидеть животных

Добрые советы
Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение Как подводить итоги года правильно: 5 пунктов, которые поднимут вашу самооценку и мотивируют на движение

Итоги года: как сделать этот процесс наполняющим, а не разочаровывающим?

Psychologies
Во имя отца и сына Во имя отца и сына

Эволюция российских пап

Men Today
«Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост «Вы не можете изменить прошлое, но можете выбрать, как жить дальше»: история Эдит Эгер, девушки, пережившей Холокост

История о том, как, несмотря на страшное прошлое, человек любил жизнь

ТехИнсайдер
Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика Что читать у Эдуарда Лимонова перед просмотром байопика

Гид по лимоновской прозе

РБК
Здоровая замена Здоровая замена

Что использовать вместо коровьего молока: для кофе, выпечки, омлета и блинов

Лиза
Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

Как кооператоры пытались создавать коалиции с крупными ретейлерами?

Forbes
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

«Изобретение концлагеря» начиналось в стране буров...

Знание – сила
Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак Информационная безопасность: десять основных видов хакерских атак

Отрывок из книги Антона Евгеньева «Ценность ваших решений»

Forbes
Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза Николай, Карачун, Трескунец: правдивая история Деда Мороза

Прежде чем стать дедушкой в красной шубе, Дед Мороз проделал долгий путь

Правила жизни
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Насколько безопасно использование интернет-банкинга? Насколько безопасно использование интернет-банкинга?

Что такое интернет-бакинг и надежен ли он?

Наука и техника
Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома» Анна Ковальчук: «Убедилась, что для меня настоящий новогодний праздник возможен только дома»

По-моему, театр — это детский сад для взрослых

Коллекция. Караван историй
От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе От Бронте до Агаты Кристи: писательница Бьянка Питцорно о роли женщин в литературе

Писательница Бьянка Питцорно рассуждает об авторах-женщинах

Forbes
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин Почему вы переживаете стресс хуже, чем ваша подруга: 6 причин

Почему вас из колеи выбивает даже сущая ерунда?

Psychologies
Силой мысли Силой мысли

Решила стать стройнее? Для этого нужен определенный настрой

Лиза
Открыть в приложении