Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

МонокльБизнес

Человечность как стратегия бизнеса

Придать работе смысл, обеспечить благополучие сотрудников и возможность реализовать себя — все, что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров и повысить их эффективность

Анастасия Матвеева

Заместитель генерального директора «Лемана ПРО» по управлению персоналом Венера Ельчина

Если в кризис 2008 года компании спасли финансовые директора, то в последующие кризисы их спасут HR-менеджеры. Это высказывание одного из гуру современного менеджмента, курсирующее по рынку, похоже, всерьез восприняла команда, разработавшая стратегию развития «Лемана ПРО» — нового бренда, возникшего на месте крупнейшей сети DYI «Леруа Мерлен». Это произошло летом 2024 года, когда владелец «Леруа» — французская группа ADEO — передала свои российские активы в управление местной команде менеджеров.

«Лемана ПРО»
Объединяет российские активы Leroy Merlin, переданные под управление российского менеджмента в 2024 году.
Включает 112 магазинов в 66 городах.
Число сотрудников — 45 тыс. человек.
Ассортимент — 350 тыс. товаров.
Выручка Leroy Merlin в России по итогам 2021 года достигла 456,63 
млрд рублей.

Ребрендинг сети, в частности появление в названии слова «ПРО», отражает изменение в стратегии, связанное с фокусированием на профессиональном сегменте рынка стройматериалов. И эта важнейшая для бизнеса трансформация идет на фоне острого кадрового кризиса, переживаемого всей экономикой, включая ретейл. По данным экспертов, некомплект персонала в розничных сетях составляет от 15 до 20%, из-за нехватки сотрудников закрываются магазины, компании вступают в жесткую конкуренцию за работников. Основное оружие в ней — повышение зарплат. Но из-за этого растет текучесть кадров, в некоторых сетях она достигает 30% в месяц, что, в свою очередь, приводит к дополнительным затратам — ведь даже отбор кандидатов требует времени и денег. А затем — к новому витку повышения зарплат.

Между тем в «Лемана ПРО» утверждают, что практически решили проблему кадрового голода. И не за счет высоких зарплат: этот показатель здесь не выше, чем в среднем по рынку. Ставка делается на заинтересованность сотрудников в росте бизнеса в целом, на вовлеченность в решение стратегических задач компании.

О том, какие подходы и инструменты задействованы для этого, «Моноклю» рассказала Венера Ельчина, заместитель генерального директора «Лемана ПРО» по управлению персоналом.

— В течение двадцати лет ваша компания была частью французской «Леруа Мерлен». Насколько похожа или непохожа «Лемана ПРО» на свою французскую «родительницу»?

— Несмотря на ребрендинг, есть фундаментальные вещи, которые всегда будут для нас очень важными. В центре нашей корпоративной культуры был и остается человек: сотрудник, клиент, партнер. Если вы хотите посмотреть, какова стратегия в отношении человека в той или иной компании, надо прочитать первый абзац ее стратегии в целом. Наша начинается словами «человек — в центре развития нашего бизнеса». И отсюда такие ценности, как «меняемся вместе», «помогаем друг другу», «заботимся о здоровье», «говорим спасибо», «каждый имеет право на ошибку». Это фундамент, который был заложен, когда мы открывали первые магазины «Леруа Мерлен» в России. Мы выстраивали эту фундаментальную систему так, чтобы эти ценности разделяли все наши сотрудники, от генерального директора до линейного персонала.

— Получается, что вы двадцать лет черпали опыт взаимоотношений с сотрудниками из копилки «Леруа Мерлен»?

— И черпали, и создавали вместе, потому что наша компания — это огромный организм. Взаимное проникновение двух культур произошло, когда в 2015–2019 годах мы переживали активную экспансию, открывая по пятнадцать-двадцать магазинов в год. Представляете, что это такое: каждый гипермаркет — это в среднем 11 тысяч квадратных метров, помимо этого садовый центр, строительный двор. Это целая агломерация. И для нас было важно объединить людей вокруг задачи обустраивать и открывать магазины в очень короткие сроки. Надо было всех включить в этот процесс, хотя не для всех это вовлечение было простым.

Так, когда мы открывали новый магазин, команда действующего магазина помогала создавать новую площадку. Это непросто — оторваться от семьи, уехать в другой город на неопределенное время. А кто-то вообще вместе с семьей переезжал в другой город. Тогда мы провели масштабную кампанию, она называлась «Моя жизнь, моя компания». Необходимо было, чтобы каждому из нас стали важны амбициозные цели компании. Тогда мы впервые заговорили о 45 тысячах лидеров (число сотрудников в сети. — «Монокль»), о том, что каждый сотрудник влияет на развитие бизнеса. Таким образом мы внедряли лидерскую культуру. Культура лидерства очень плавно и глубоко проросла в компании и ускорила нас, когда произошел перелом в нашей бизнес-стратегии.

— Что за перелом?

— В 2004 году мы зашли в Россию как сеть DIY (do it yourself) магазинов самообслуживания. Наша задача была обеспечить товаром магазин, а покупатель приходил, выбирал, что ему нужно, и сам делал ремонт. Но с тех пор потребитель сильно изменился. Все меньше людей готовы самостоятельно вести ремонтные или строительные работы, вникать в детали. Они хотят получить готовое решение от профессионала. Ведь ремонт — это не просто купить отдельный товар, это большой и комплексный проект. И бизнес начал переходить из do it yourself в do it for me, то есть помогать людям справиться с ремонтом. Мы решаем задачу клиента «под ключ», от консультации и проекта до установки и монтажа. И конечно, для этого нужна экспертиза. Экспертиза в DIY, за которой клиент к нам приходит. Сегодня мы ставим себе задачу завоевать рынок профессиональных клиентов, сохранив при этом лидерство в сегменте B2C. За несколько лет мы уже увеличили долю B2B с двух процентов до тридцати. Для нас это фундаментальное изменение, потому что работа в В2В отличается от бизнеса B2C.

— А где тут взаимопроникновение российской и французской бизнес-культур, о котором вы упомянули?

— Есть отличия в менталитете. Нам во время экспансии, как и при переходе к новой парадигме развития, важна была скорость изменений. Европейский бизнес более степенный. А у нас на фоне бурных изменений в стране, экономике, бизнессреде у бизнеса выработались навыки гибкости и быстрой адаптации. Мы ментально готовы к изменениям. Нам важно было с помощью культуры лидерства развить эти навыки и использовать их для того, чтобы изменения в компании происходили как можно быстрее и эффективнее.

И если говорить про стратегию HR, то она не вторична по отношению к бизнес-стратегии, она и есть бизнес, потому что мы строим его от человека. Скажем, экспертиза и компетенции в поддержке клиента — это не только понимание техники ремонта, а еще и желание действительно помочь. Сейчас активно развивается онлайн-торговля, но при этом покупатели по-прежнему охотно приходят к нам в офлайн-магазины. Потому что важно увидеть товар вживую и в общении с живым консультантом вдохновиться на то, как сделать свой дом еще лучше. Это означает, что то, что мы строим — опыт взаимодействия, диалога по поводу того же ремонта дома или покупки какого-то проекта, — действительно ценно и будет еще более ценно в будущем.

А если смотреть на направления реализации нашей стратегии, то первое из них — это благополучие и эффективность наших сотрудников.

И двое на складе воины

Что такое эффективность

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Фонотека Фонотека

Как изобразительное искусство и арт-колледжи повлияли на развитие поп-музыки

Правила жизни
«Мы готовы и хотим развиваться» «Мы готовы и хотим развиваться»

Директор компании «ГТ Энерго» — о перспективах распределенной энергетики

Монокль
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Болезнь от поцелуев Болезнь от поцелуев

Вирус Эпштейна–Барр: чем он опасен и как его вовремя распознать?

Лиза
Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz Назад к истокам: почему создатель соуса Mr. Yoshida's выкупил его назад у Heinz

Неожиданные повороты в истории соуса Mr. Yoshida's

Forbes
Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования Балджи у далеких ярких субмиллиметровых галактик сформировались за счет вспышек звездообразования

Телескопы ALMA и «Джеймс Уэбб» наблюдали балджи у субмиллиметровых галактик

N+1
Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию Назад в будущее: почему IT-гиганты стали инвестировать миллиарды в атомную энергию

Почему корпорации ищут спасение «старом» атоме и причем тут ИИ?

Forbes
Если только захочу Если только захочу

Как научить ребёнка мечтать?

Новый очаг
Современное состояние ВТС России и Китая Современное состояние ВТС России и Китая

Сотрудничество Москвы и Пекина носит выраженный «антиамериканский» характер

Обозрение армии и флота
Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других Эффект Зинаиды Штильман: как самооценка может кардинально изменить наш образ в глазах других

Как формируется наша самооценка и что делать, если она слишком низка?

Psychologies
Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL Эволюция платежных сервисов в регионах: от налички до BNPL

Потенциал платежных систем и развитие финтеха в российских регионах

Inc.
Мусульманское серебро Древней Руси Мусульманское серебро Древней Руси

Воздвиженский клад в Новгороде — настоящее сокровище

Наука
Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости Нечеловеческим животным отказали в чувстве справедливости

Ученые не обнаружили у животных непринятия несправедливости

N+1
Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме Астрономы отыскали две популяции темных комет в Солнечной cистеме

Астрономы обнаружили семь новых объектов класса темных комет

N+1
«Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов «Привет, я псих из палаты номер шесть»: история мужчины, который попал в клинику неврозов

Что, если на самом деле психиатрическая больница — это не так уж и страшно?

Psychologies
Русская Атлантида – город Молога Русская Атлантида – город Молога

История Тихвинской водной системы, по которому шло освоение Русского Севера

Знание – сила
Включаем цвет Включаем цвет

Светлая и уютная квартира с яркими акцентами в современном монолитном доме

Идеи Вашего Дома
Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Астролог Лилия Любимова — о ретроградном Меркурии и гороскопах

Лиза
«Крым» – первый советский супертанкер «Крым» – первый советский супертанкер

Разработка проекта первого советского супертанкера водоизмещением 182 тыс. т

Наука и техника
Призрак технооптимизма Призрак технооптимизма

Годовая статистика роста технологичных отраслей в РФ снова будет рекордной

Монокль
Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития Like, подписка, миллион: топ-10 YouTube-каналов для предпринимательского вдохновения и саморазвития

YouTube-каналы для тех, кто хочет начать путь в предпринимательстве

Inc.
Гуляем! Гуляем!

За что могут оштрафовать в новогоднюю ночь

Лиза
Слова и блюда Слова и блюда

Откуда берутся названия того, что мы едим

Наука
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которая точно пригодится до и после новогодних праздников

Лиза
Среди своих Среди своих

Загородный дом для отдыха с уникальными решениями

SALON-Interior
Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна Враги женского здоровья: 5 привычек, которые мешают укрепить мышцы тазового дна

Отрывок из книги о женском здоровье «Влюбиться в свое тело»

Psychologies
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
Открыть в приложении