Время биться
Как прошел один из съемочных дней фильма про «Руссо-Балт»

«Мой персонаж – Иванов Иван Иванович, такой человек действительно существовал. Он жил в Петербурге и был заводским гонщиком “Руссо-Балта”», – рассказывает актер Антон Рогачев о своем герое и о том, как проходят съемки эпизода кольцевой гонки фильма «Битва моторов». Тогда еще не было асфальтовых дорог, и если во время заезда шел дождь, то и машины, и пилоты были не только мокрые, но и покрытые плотным слоем грязи. «После каждого дубля с нас смывали эту грязь “Керхером”. Думаю, каждая гонка в те времена была в некотором роде подвигом».

Мы приехали на съемочную площадку фильма «Битва моторов», запрятанную в лесах Тосненского района Ленинградской области, в самом конце апреля. Эту локацию съемочная группа искала очень долго, прежде пересмотрев около восьми вариантов – важна была конфигурация трассы, которую в итоге здесь воссоздали.
После дождя проселочную дорогу развезло, и минивэн Mercedes-Benz, на котором мы добирались до места, то и дело буксовал, а водитель опасливо смотрел на глубокие, грязные лужи. А до нас уже доносились звуки гонки. Среди специально построенных для фильма гоночных машин начала прошлого века есть и чемпион своего времени – Blitzen Benz, автомобиль, разработанный в 1909 году самим Карлом Бенцем и установивший в 1911 году рекорд скорости того времени: 228 км/ч. Реплики лихо проезжают перед кинокамерами, из-под колес летят грязные брызги. Публика ахает – дамы в длинных пальто и шляпах, их кавалеры в пальто покороче и котелках. Среди них выделяется мужчина в грубом свитере и кожаной куртке. Он кричит проносящейся мимо машине: «Обороты! Сбавь обороты!» Не сразу узнаешь в этом светловолосом человеке Юру Борисова. В «Битве моторов» он играет инженера Дмитрия Бондарева.
«Эту трассу мы построили специально для съемок. Это не какой-то определенный гоночный трек, скорее некий собирательный образ. Мы изучили, где в начале прошлого века обычно проводили соревнования. Часто это были скаковые ипподромы, переделанные под трассу для гонок на автомобилях», – рассказывает художник-постановщик фильма Тимур Шагиахмедов.

А что с машинами – как выбирали и воссоздавали их? Для съемочной группы это был новый мир, в который пришлось максимально глубоко погрузиться. В первую очередь искали исторические фотографии машин, а также чертежи, по которым их строили. «Но эти машины делали в единичных экземплярах, производство было полностью ручное. И чертежей почти не сохранилось. Политехнический музей предоставил доступ к своей библиотеке и богатому архиву – поделился художник-постановщик.