Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБКАвто

Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ)

Почти все писатели-фантасты создавали образ автомобиля будущего. Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково», тоже попробовал себя в этой роли и представил, какие у нас будут средства передвижения через 30 лет.

Прежде чем говорить о возможных трендах и технологиях ближайших десятилетий, нужно отметить тот факт, что будущее уже наступило. Беспилотные грузовики перевозят грузы по оживленным магистралям и работают в суровых климатических условиях. За рулем такси сидят роботы. Электромобили завоевывают рынок. В каждом более-менее крупном городе присутствуют всевозможные сервисы по аренде транспорта: байкшеринг, каршеринг, кикшеринг, карпулинг, райдшеринг. Появляются новые модели использования общественного транспорта. Сам автомобиль превращается из средства передвижения в многофункциональный гаджет. Он обретает все больше независимых функций и умеет общаться с внешней средой.

Все виды аренды

Практически все передовые технологии, которые сегодня активно внедряются в транспортной сфере, намекают нам на то, что со временем мы полностью откажемся от личного автотранспорта. Причин тому несколько. Владение личным транспортом уже сегодня обходится дороже, чем использование такси или каршеринга. Второй немаловажный момент — эффективность. Личная машина задействуется в среднем одиндва часа в день, а большую часть времени простаивает, занимая и без того дефицитное городское пространство. Шеринговая машина сейчас передвигается до восьми часов в сутки.

Беспилотники в b2b

Еще один очевидный тренд завтрашнего дня — беспилотность. Внедрение беспилотного транспорта в России началось не сегодня и даже не вчера: первые прототипы были созданы в середине XX века, а в полной мере начали реализовываться после проведения в 2018–2019 годах технологических конкурсов, таких как «Зимний город» от «Сколково», РВК и НТИ.

Внедрение беспилотного транспорта в сегменте b2b идет семимильными шагами. Объем российского рынка беспилотников по итогам прошлого года составил около 14,7 млрд руб., а на горизонте пяти-семи лет максимальная емкость рынка при оптимистичном сценарии может вырасти до 500 млрд руб. Такой прогноз дают эксперты госкорпорации ВЭБ.РФ.

В июне 2023 года был дан старт коммерческой перевозке грузов по федеральной автомобильной дороге М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом командами КАМАЗа и «Сберавтотеха». Беспилотные грузовики уже работают на карьерной разработке, перевозят грузы в зоне вечной мерзлоты и внутри логистических центров. Главная задача роботов — избавить человека от рутинной работы. Кроме того, всем людям необходим отдых, а право на выходные дни закреплено на законодательном уровне. Роботы же не могут устать, они не болеют, им не нужен отпуск. Экономический эффект от использования роботов очевиден.

Ключевыми строителями рынка беспилотников, по мнению экспертов, станут технологические холдинги, которые собирают вокруг себя основных игроков. Так, «Консорциум БАС» (создан «Почтой России» и «Сколково Капитал») и другие создаваемые операторы расширят спрос на производство и будут осуществлять инвестиции во всю цепочку создания стоимости — от разработки и производства до сервисов и услуг.

Отдельно нужно выделить городскую уборочную технику. Спрос на ее услуги также будет только расти. В конце лета 2023 года на территории «Сколково» был запущен новый Центр роботизации городского хозяйства. Он призван структурировать рынок роботов в сфере содержания городской среды и научить их эффективной совместной работе.

Беспилотники в b2c

Беспилотные грузоперевозки интересуют представителей бизнес-сообщества, а обычные люди хотят беспилотные такси. Летом 2023 года «Яндекс» запустил сервис беспилотного такси и перевозит пассажиров в московском районе Ясенево, который стал своеобразным тестовым полигоном в рамках города.

Многих интересует, с какими проблемами и подводными камнями сталкиваются операторы и разработчики на этапе апробации беспилотных такси. Роботы вполне успешно справляются с управлением автомобилем в условиях городского дорожного движения, однако при взаимодействии с человеком иногда возникают некоторые проблемы. Люди порой принимают спонтанные решения. Например, выйти из транспортного средства, не доезжая до конечной точки маршрута. Робот должен уметь реагировать на такие спонтанные потребности и оперативно принимать решения, а человек, в свою очередь, должен следовать правилам пользования беспилотным такси.

Кроме того, бывают случаи вандализма со стороны людей, а также форс-мажорные ситуации, когда человеку вдруг становится плохо в салоне такси. Учитывая эти моменты, основное внимание я бы уделил обучению машин в формате не «робот — дорога», а «робот — пассажир».

С каждым днем мы видим все более масштабное проникновение беспилотных технологий в различные виды транспорта. Рельсовый транспорт наравне с логистическим сектором может быть автоматизирован в ближайшее время. Также я уверен, что в обозримом будущем мы сможем прокатиться на беспилотном речном трамвае.

Летающие машины

Вишенка на торте всего беспилотного транспорта — авиатакси. Летающие авто мы видели во многих фантастических фильмах прошлого. Сегодня мы как никогда близки к реальному воплощению этой технологии. Рынок транспортных средств с вертикальным взлетом растет темпами, которые значительно опережают все ранее сделанные прогнозы.

Вертикальный взлет и отсутствие необходимости иметь взлетную полосу являются очевидным преимуществом для города. Вместе с тем есть ряд технологических задач, которые требуется решить. Нужно обеспечить хорошую дальность полета (учитывая тяжелые аккумуляторы) и устойчивость транспортного средства. Необходимо разработать и внедрить беспилотную систему управления. Еще один важный момент — коридоры для полетов. Крайне не хотелось бы, чтобы в случае чрезвычайного происшествия машины падали на головы гуляющим по улице людям, поэтому важно сформировать новые транспортные коридоры. Например, использовать реки для полетов, по крайней мере на первом этапе; дальше уже, видимо, добавятся железнодорожные ветки и автомобильные дороги.

Новая работа для водителей

А как же водители? Неужели роботы и искусственный интеллект лишат людей рабочих мест? Такие вопросы сегодня очень популярны. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Исчезновение кучеров и извозчиков в начале XX века не обрушило мир, а, наоборот, привело к эволюции профессии. Технологический прогресс сопровождал нас всегда и побуждал людей учиться и осваивать новые задачи. Беспилотные технологии провоцируют появление сотен новых компаний и тысяч высокотехнологичных рабочих мест в смежных областях, где осуществляется разработка компонентной базы, сервисов умной мобильности, IT-решений и многого другого.

Каким будет транспорт будущего

Резюмируя все вышеперечисленное, давайте попробуем выделить ключевые критерии транспорта и транспортной инфраструктуры завтрашнего дня. Первый критерий транспорта будущего — беспилотность. Второй — модульность конструкции автомобиля. Он будет иметь единую платформу, которая позволит быстро реализовать любое решение в рамках его функционала. Универсальность платформы — основа новой мобильности.

Еще один критерий — электрический двигатель. Уже сейчас мы наблюдаем стойкую динамику роста производства и продаж электротранспорта во всем мире. Абсолютно все автопроизводители в России анонсировали планы по производству электромобилей и компонентной базы к ним. Возможно, когда-нибудь у инженеров появится возможность применения водородных топливных элементов, которые позволят снизить вес автомобиля и увеличить протяженность поездки на одном заряде.

Заряженные в завтрашний день

Наличие машины, да еще и беспилотной, подразумевает соответствующую инфраструктуру. Переход на электричество требует высокой скорости заправки транспортного средства. Мощность зарядных станций постоянно растет. Думаю, что на горизонте десяти лет электромобиль будет заряжаться так же быстро, как сегодня заправляются автомобили с бензиновым двигателем. В этом направлении я могу отметить компанию — резидента «Сколково» «Яблочков». Недавно она представила прототип бесконтактной зарядки. Также будут востребованы передвижные мобильные зарядные станции для экстренной подзарядки электромобилей и системы утилизации аккумуляторов. Электромобиль, как и беспилотник, будет создавать большое количество суботраслей.

В целом, размышляя о транспорте будущего, довольно сложно давать отдаленные прогнозы. Возможности человечества практически безграничны. Мы легко принимаем новые технологии и создаем их. Вполне возможно, что когда-нибудь поверхность Земли будет доступна только для людей, а весь транспорт уйдет в подземные скоростные тоннели под городами. Также я не исключаю, что летающие беспилотные электрические машины через 50 лет будут такими же доступными, как сегодня нам доступна аренда велосипеда или электросамоката.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Риски замещения Риски замещения

В особенностях новых финансовых инструментов разбирались «Деньги»

Деньги
В башне «око» В башне «око»

Двухкомнатные апартаменты на 38-м этаже небоскреба с панорамным видом из окон

SALON-Interior
Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Зарядка для ленивых Зарядка для ленивых

7 классных упражнений, которые можно выполнять, не выходя из дома

Лиза
Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект» Разработчик приложения Ayana: «Языки и культуру малых народов спасет искусственный интеллект»

Что собой представляет проект Ayana и какие возможности он открывает

ФедералПресс
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Gesamtkunstwerk с конями Gesamtkunstwerk с конями

Как Александр Медведкин отдал всю власть над Москвой народу

Weekend
Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились» Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»

Кем быть в эпоху нестабильности с одной стороны, и расцвета технологий с другой?

РБК
Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне Альберт Эйнштейн: счастливые годы в Берне

В 1908 году Эйнштейн получил короткое письмо от профессора Альфреда Кляйнера...

Наука и жизнь
Интернет тропосферного уровня Интернет тропосферного уровня

Тропосферная связь может стать эффективным способом доступа в интернет

Эксперт
Made in China Made in China

Как развивался китайский автопром

Men Today
Ближе, чем вы думаете Ближе, чем вы думаете

10 сценариев будущего от компаний-визионеров

РБК
Два дня Владимира Ильича Два дня Владимира Ильича

Как Марк Захаров и Олег Ефремов вдыхали жизнь в лениниану

Weekend
10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска 10 сериалов про российскую глубинку: от Ангарска до Мурманска

Рассказываем о сериалах про города России, до которых мы сами никогда не доедем

Maxim
Эверест как профессия Эверест как профессия

Высоко над нашими головами скрывается самая труднодоступная страна на планете

Вокруг света
Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья Не только пуховый платок: главные достопримечательности Оренбуржья

Оренбургская область — удивительный регион, богатый историей и культурой

ФедералПресс
Эротический покер: подборка из 5 игр, которые помогут оживить интимную жизнь Эротический покер: подборка из 5 игр, которые помогут оживить интимную жизнь

Чувствуете, что романтика и огонь страстей покинули вашу спальню?

Psychologies
Верность навсегда: миф или реальность Верность навсегда: миф или реальность

Возможно ли сохранить любовь и верность на протяжении всей жизни?

Лиза
Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания Дневник предпринимательницы: как из булочной получилась диджитал-компания

Может ли начинающий предприниматель выйти на большую торговую площадку?

Forbes
5 признаков деменции у собаки 5 признаков деменции у собаки

Как понять, что ваш питомец болен слабоумием?

ТехИнсайдер
Чемпионы по суду: истории российских спортсменов, побеждавших в CAS Чемпионы по суду: истории российских спортсменов, побеждавших в CAS

Истории, когда российские атлеты выигрывали суд в CAS

Forbes
10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель» 10 неожиданных вопросов к Тане Ткачук из группы «Моя Мишель»

Таня Ткачук вспомнила детство, поделилась мудростью и закончила несколько фраз

VOICE
«Великая ирония»: цепь убийственных случайностей «Великая ирония»: цепь убийственных случайностей

Каким получился новый фильм Вуди Аллена

Эксперт
Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция» Андрей Соколов: «О женщинах надо... молчать. Вот самая правильная позиция»

«От любви глупеют. Наступает эйфория! Но это опасно»

Караван историй
Место единения Место единения

Заказчики пригласили дизайнеров для оформления их семейного дома в Подмосковье

SALON-Interior
Свидетельства неслучившегося Свидетельства неслучившегося

Песни Пахмутовой и Добронравова задали эмоциональный режим советского человека

Weekend
Как размножаются математики Как размножаются математики

Каждый путь математика к звездам проходит через тернии

Знание – сила
Король Руперт, да здравствует король! Как Мердок построил самую успешную медиаимперию в мире Король Руперт, да здравствует король! Как Мердок построил самую успешную медиаимперию в мире

Почему Джо Байден назвал Мердока «самым опасным человеком в мире»

Правила жизни
Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT Креативная Якутия: каких высот достигла республика в сфере IT

Как регион, прославившийся алмазами и мамонтами, стал ассоциироваться с IT?

ФедералПресс
Открыть в приложении