Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБКАвто

Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ)

Почти все писатели-фантасты создавали образ автомобиля будущего. Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково», тоже попробовал себя в этой роли и представил, какие у нас будут средства передвижения через 30 лет.

Прежде чем говорить о возможных трендах и технологиях ближайших десятилетий, нужно отметить тот факт, что будущее уже наступило. Беспилотные грузовики перевозят грузы по оживленным магистралям и работают в суровых климатических условиях. За рулем такси сидят роботы. Электромобили завоевывают рынок. В каждом более-менее крупном городе присутствуют всевозможные сервисы по аренде транспорта: байкшеринг, каршеринг, кикшеринг, карпулинг, райдшеринг. Появляются новые модели использования общественного транспорта. Сам автомобиль превращается из средства передвижения в многофункциональный гаджет. Он обретает все больше независимых функций и умеет общаться с внешней средой.

Все виды аренды

Практически все передовые технологии, которые сегодня активно внедряются в транспортной сфере, намекают нам на то, что со временем мы полностью откажемся от личного автотранспорта. Причин тому несколько. Владение личным транспортом уже сегодня обходится дороже, чем использование такси или каршеринга. Второй немаловажный момент — эффективность. Личная машина задействуется в среднем одиндва часа в день, а большую часть времени простаивает, занимая и без того дефицитное городское пространство. Шеринговая машина сейчас передвигается до восьми часов в сутки.

Беспилотники в b2b

Еще один очевидный тренд завтрашнего дня — беспилотность. Внедрение беспилотного транспорта в России началось не сегодня и даже не вчера: первые прототипы были созданы в середине XX века, а в полной мере начали реализовываться после проведения в 2018–2019 годах технологических конкурсов, таких как «Зимний город» от «Сколково», РВК и НТИ.

Внедрение беспилотного транспорта в сегменте b2b идет семимильными шагами. Объем российского рынка беспилотников по итогам прошлого года составил около 14,7 млрд руб., а на горизонте пяти-семи лет максимальная емкость рынка при оптимистичном сценарии может вырасти до 500 млрд руб. Такой прогноз дают эксперты госкорпорации ВЭБ.РФ.

В июне 2023 года был дан старт коммерческой перевозке грузов по федеральной автомобильной дороге М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом командами КАМАЗа и «Сберавтотеха». Беспилотные грузовики уже работают на карьерной разработке, перевозят грузы в зоне вечной мерзлоты и внутри логистических центров. Главная задача роботов — избавить человека от рутинной работы. Кроме того, всем людям необходим отдых, а право на выходные дни закреплено на законодательном уровне. Роботы же не могут устать, они не болеют, им не нужен отпуск. Экономический эффект от использования роботов очевиден.

Ключевыми строителями рынка беспилотников, по мнению экспертов, станут технологические холдинги, которые собирают вокруг себя основных игроков. Так, «Консорциум БАС» (создан «Почтой России» и «Сколково Капитал») и другие создаваемые операторы расширят спрос на производство и будут осуществлять инвестиции во всю цепочку создания стоимости — от разработки и производства до сервисов и услуг.

Отдельно нужно выделить городскую уборочную технику. Спрос на ее услуги также будет только расти. В конце лета 2023 года на территории «Сколково» был запущен новый Центр роботизации городского хозяйства. Он призван структурировать рынок роботов в сфере содержания городской среды и научить их эффективной совместной работе.

Беспилотники в b2c

Беспилотные грузоперевозки интересуют представителей бизнес-сообщества, а обычные люди хотят беспилотные такси. Летом 2023 года «Яндекс» запустил сервис беспилотного такси и перевозит пассажиров в московском районе Ясенево, который стал своеобразным тестовым полигоном в рамках города.

Многих интересует, с какими проблемами и подводными камнями сталкиваются операторы и разработчики на этапе апробации беспилотных такси. Роботы вполне успешно справляются с управлением автомобилем в условиях городского дорожного движения, однако при взаимодействии с человеком иногда возникают некоторые проблемы. Люди порой принимают спонтанные решения. Например, выйти из транспортного средства, не доезжая до конечной точки маршрута. Робот должен уметь реагировать на такие спонтанные потребности и оперативно принимать решения, а человек, в свою очередь, должен следовать правилам пользования беспилотным такси.

Кроме того, бывают случаи вандализма со стороны людей, а также форс-мажорные ситуации, когда человеку вдруг становится плохо в салоне такси. Учитывая эти моменты, основное внимание я бы уделил обучению машин в формате не «робот — дорога», а «робот — пассажир».

С каждым днем мы видим все более масштабное проникновение беспилотных технологий в различные виды транспорта. Рельсовый транспорт наравне с логистическим сектором может быть автоматизирован в ближайшее время. Также я уверен, что в обозримом будущем мы сможем прокатиться на беспилотном речном трамвае.

Летающие машины

Вишенка на торте всего беспилотного транспорта — авиатакси. Летающие авто мы видели во многих фантастических фильмах прошлого. Сегодня мы как никогда близки к реальному воплощению этой технологии. Рынок транспортных средств с вертикальным взлетом растет темпами, которые значительно опережают все ранее сделанные прогнозы.

Вертикальный взлет и отсутствие необходимости иметь взлетную полосу являются очевидным преимуществом для города. Вместе с тем есть ряд технологических задач, которые требуется решить. Нужно обеспечить хорошую дальность полета (учитывая тяжелые аккумуляторы) и устойчивость транспортного средства. Необходимо разработать и внедрить беспилотную систему управления. Еще один важный момент — коридоры для полетов. Крайне не хотелось бы, чтобы в случае чрезвычайного происшествия машины падали на головы гуляющим по улице людям, поэтому важно сформировать новые транспортные коридоры. Например, использовать реки для полетов, по крайней мере на первом этапе; дальше уже, видимо, добавятся железнодорожные ветки и автомобильные дороги.

Новая работа для водителей

А как же водители? Неужели роботы и искусственный интеллект лишат людей рабочих мест? Такие вопросы сегодня очень популярны. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Исчезновение кучеров и извозчиков в начале XX века не обрушило мир, а, наоборот, привело к эволюции профессии. Технологический прогресс сопровождал нас всегда и побуждал людей учиться и осваивать новые задачи. Беспилотные технологии провоцируют появление сотен новых компаний и тысяч высокотехнологичных рабочих мест в смежных областях, где осуществляется разработка компонентной базы, сервисов умной мобильности, IT-решений и многого другого.

Каким будет транспорт будущего

Резюмируя все вышеперечисленное, давайте попробуем выделить ключевые критерии транспорта и транспортной инфраструктуры завтрашнего дня. Первый критерий транспорта будущего — беспилотность. Второй — модульность конструкции автомобиля. Он будет иметь единую платформу, которая позволит быстро реализовать любое решение в рамках его функционала. Универсальность платформы — основа новой мобильности.

Еще один критерий — электрический двигатель. Уже сейчас мы наблюдаем стойкую динамику роста производства и продаж электротранспорта во всем мире. Абсолютно все автопроизводители в России анонсировали планы по производству электромобилей и компонентной базы к ним. Возможно, когда-нибудь у инженеров появится возможность применения водородных топливных элементов, которые позволят снизить вес автомобиля и увеличить протяженность поездки на одном заряде.

Заряженные в завтрашний день

Наличие машины, да еще и беспилотной, подразумевает соответствующую инфраструктуру. Переход на электричество требует высокой скорости заправки транспортного средства. Мощность зарядных станций постоянно растет. Думаю, что на горизонте десяти лет электромобиль будет заряжаться так же быстро, как сегодня заправляются автомобили с бензиновым двигателем. В этом направлении я могу отметить компанию — резидента «Сколково» «Яблочков». Недавно она представила прототип бесконтактной зарядки. Также будут востребованы передвижные мобильные зарядные станции для экстренной подзарядки электромобилей и системы утилизации аккумуляторов. Электромобиль, как и беспилотник, будет создавать большое количество суботраслей.

В целом, размышляя о транспорте будущего, довольно сложно давать отдаленные прогнозы. Возможности человечества практически безграничны. Мы легко принимаем новые технологии и создаем их. Вполне возможно, что когда-нибудь поверхность Земли будет доступна только для людей, а весь транспорт уйдет в подземные скоростные тоннели под городами. Также я не исключаю, что летающие беспилотные электрические машины через 50 лет будут такими же доступными, как сегодня нам доступна аренда велосипеда или электросамоката.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

IТ-сектор ждет ретейл-инвесторов IТ-сектор ждет ретейл-инвесторов

Рынок IТ в России демонстрирует быстрый рост

РБК
20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки» 20 спорных и культовых фильмов про секс: от «Интимных мест» до «Служанки»

Фильмы, которые рассматривают интимность и любовные интриги

РБК
Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами» Олег Шибанов: «Нейроэкономика и нейрофинансы уже интригуют некоторыми результатами»

К чему приведут новые технологии в экономике

РБК
Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление Гимназия Санкт-Петербургской Академии наук: создание и становление

История первой гимназии Санкт-Петербургской Академии наук

Знание – сила
Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Арбузное настроение Арбузное настроение

5 небанальных рецептов из летней ягоды

Лиза
Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились» Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»

Кем быть в эпоху нестабильности с одной стороны, и расцвета технологий с другой?

РБК
Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б» Александр Чернокульский: «У климатологов на будущее есть еще и план «Б»

Что станет с климатом через 30 лет и к каким изменениям нужно быть готовым?

РБК
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
В воздухе, в воде и под землей: экспансия дронов как наступившая реальность В воздухе, в воде и под землей: экспансия дронов как наступившая реальность

«Как я стал «дроноводом»? Сказалось давнее увлечение всем «железным»

ФедералПресс
Чтобы лучше видеть Чтобы лучше видеть

Как быстро снять усталость глаз и почему она возникает?

Лиза
Совершенно запретно Совершенно запретно

Как Джон Хьюстон по заказу военных снял антивоенный фильм

Weekend
Рестораторы. Lucky Group Рестораторы. Lucky Group

Трио рестораторов Lucky Group – и их маленькая революция в гастрономическом мире

GQ
Просто и со вкусом Просто и со вкусом

Удачный микс минимализма и скандинавского стиля в миниатюрной квартире-студии

Идеи Вашего Дома
Импульсивный инвестор Импульсивный инвестор

Как уроженец Шанхая стал легендарным американским финансистом

Деньги
Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия Булка из детства: какой хлеб пекли в СССР и чем полезна ностальгия

До сих пор с ностальгическим вздохом вспоминаете хлеб, который продавали в СССР?

Psychologies
Лесные барабанщики Лесные барабанщики

Лес в середине лета затихает, но только кажется безжизненным

Наука и жизнь
Просто бизнес Просто бизнес

Как продвигать национальные бренды и почему параллельный импорт — рискованно

FP. BusinessReview
Как на нас влияют магнитные бури: объяснение физиков Как на нас влияют магнитные бури: объяснение физиков

Действительно ли на некоторых людей влияет усиление геомагнитного фона?

Psychologies
Меню оптимистки. 14 продуктов, которые помогают в  борьбе с апатией и депрессией Меню оптимистки. 14 продуктов, которые помогают в  борьбе с апатией и депрессией

Правильное питание поможет поднять настроение и выйти из депрессии

Лиза
5 одинаковых привычек разных миллиардеров 5 одинаковых привычек разных миллиардеров

Что объединяет финансовых гениев со всего мира

Maxim
«Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980-1990-е» «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980-1990-е»

Какими были музыкальные видеоклипы 1990-х

N+1
Недооцененные сиквелы, о которых все забыли Недооцененные сиквелы, о которых все забыли

Вторые, третьи и прочие части франшиз, которые затмили их предшественники

Maxim
«Риски существенно преувеличены» «Риски существенно преувеличены»

Торговый оборот России со странами Африки в 2022 году составил 18 млрд долларов

FP. BusinessReview
Семь необычных причин головной боли Семь необычных причин головной боли

Как самим определить «нестандартные» причины возникновения головной боли?

Здоровье
Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love Музыкальная пауза: как Тупак Шакур воспел Западное побережье в California Love

Как Тупак Шакур записал один из главных хитов в карьере — California Love

Правила жизни
Юра про рок Юра про рок

Юрий Музыченко — о прелестях раннего брака и о том, как зажигать людей

Men Today
Солидная история Солидная история

Как развивался фондовый рынок России на протяжении 30 лет

РБК
«Я за то, чтобы жить настоящим» «Я за то, чтобы жить настоящим»

С Камилем Лариным мы поговорили о его новой роли, роботах и спорах с Siri

Лиза
Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин Ученый нашел эффективный способ избавить дороги от выбоин и трещин

Можно ли предотвратить образование выбоин на дороге?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении