Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

РБКАвто

Такси высокого полета

Как и на чем мы будем передвигаться через несколько десятилетий

Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково» (группа ВЭБ.РФ)

Почти все писатели-фантасты создавали образ автомобиля будущего. Кирилл Жанайдаров, директор департамента транспорта фонда «Сколково», тоже попробовал себя в этой роли и представил, какие у нас будут средства передвижения через 30 лет.

Прежде чем говорить о возможных трендах и технологиях ближайших десятилетий, нужно отметить тот факт, что будущее уже наступило. Беспилотные грузовики перевозят грузы по оживленным магистралям и работают в суровых климатических условиях. За рулем такси сидят роботы. Электромобили завоевывают рынок. В каждом более-менее крупном городе присутствуют всевозможные сервисы по аренде транспорта: байкшеринг, каршеринг, кикшеринг, карпулинг, райдшеринг. Появляются новые модели использования общественного транспорта. Сам автомобиль превращается из средства передвижения в многофункциональный гаджет. Он обретает все больше независимых функций и умеет общаться с внешней средой.

Все виды аренды

Практически все передовые технологии, которые сегодня активно внедряются в транспортной сфере, намекают нам на то, что со временем мы полностью откажемся от личного автотранспорта. Причин тому несколько. Владение личным транспортом уже сегодня обходится дороже, чем использование такси или каршеринга. Второй немаловажный момент — эффективность. Личная машина задействуется в среднем одиндва часа в день, а большую часть времени простаивает, занимая и без того дефицитное городское пространство. Шеринговая машина сейчас передвигается до восьми часов в сутки.

Беспилотники в b2b

Еще один очевидный тренд завтрашнего дня — беспилотность. Внедрение беспилотного транспорта в России началось не сегодня и даже не вчера: первые прототипы были созданы в середине XX века, а в полной мере начали реализовываться после проведения в 2018–2019 годах технологических конкурсов, таких как «Зимний город» от «Сколково», РВК и НТИ.

Внедрение беспилотного транспорта в сегменте b2b идет семимильными шагами. Объем российского рынка беспилотников по итогам прошлого года составил около 14,7 млрд руб., а на горизонте пяти-семи лет максимальная емкость рынка при оптимистичном сценарии может вырасти до 500 млрд руб. Такой прогноз дают эксперты госкорпорации ВЭБ.РФ.

В июне 2023 года был дан старт коммерческой перевозке грузов по федеральной автомобильной дороге М-11 между Москвой и Санкт-Петербургом командами КАМАЗа и «Сберавтотеха». Беспилотные грузовики уже работают на карьерной разработке, перевозят грузы в зоне вечной мерзлоты и внутри логистических центров. Главная задача роботов — избавить человека от рутинной работы. Кроме того, всем людям необходим отдых, а право на выходные дни закреплено на законодательном уровне. Роботы же не могут устать, они не болеют, им не нужен отпуск. Экономический эффект от использования роботов очевиден.

Ключевыми строителями рынка беспилотников, по мнению экспертов, станут технологические холдинги, которые собирают вокруг себя основных игроков. Так, «Консорциум БАС» (создан «Почтой России» и «Сколково Капитал») и другие создаваемые операторы расширят спрос на производство и будут осуществлять инвестиции во всю цепочку создания стоимости — от разработки и производства до сервисов и услуг.

Отдельно нужно выделить городскую уборочную технику. Спрос на ее услуги также будет только расти. В конце лета 2023 года на территории «Сколково» был запущен новый Центр роботизации городского хозяйства. Он призван структурировать рынок роботов в сфере содержания городской среды и научить их эффективной совместной работе.

Беспилотники в b2c

Беспилотные грузоперевозки интересуют представителей бизнес-сообщества, а обычные люди хотят беспилотные такси. Летом 2023 года «Яндекс» запустил сервис беспилотного такси и перевозит пассажиров в московском районе Ясенево, который стал своеобразным тестовым полигоном в рамках города.

Многих интересует, с какими проблемами и подводными камнями сталкиваются операторы и разработчики на этапе апробации беспилотных такси. Роботы вполне успешно справляются с управлением автомобилем в условиях городского дорожного движения, однако при взаимодействии с человеком иногда возникают некоторые проблемы. Люди порой принимают спонтанные решения. Например, выйти из транспортного средства, не доезжая до конечной точки маршрута. Робот должен уметь реагировать на такие спонтанные потребности и оперативно принимать решения, а человек, в свою очередь, должен следовать правилам пользования беспилотным такси.

Кроме того, бывают случаи вандализма со стороны людей, а также форс-мажорные ситуации, когда человеку вдруг становится плохо в салоне такси. Учитывая эти моменты, основное внимание я бы уделил обучению машин в формате не «робот — дорога», а «робот — пассажир».

С каждым днем мы видим все более масштабное проникновение беспилотных технологий в различные виды транспорта. Рельсовый транспорт наравне с логистическим сектором может быть автоматизирован в ближайшее время. Также я уверен, что в обозримом будущем мы сможем прокатиться на беспилотном речном трамвае.

Летающие машины

Вишенка на торте всего беспилотного транспорта — авиатакси. Летающие авто мы видели во многих фантастических фильмах прошлого. Сегодня мы как никогда близки к реальному воплощению этой технологии. Рынок транспортных средств с вертикальным взлетом растет темпами, которые значительно опережают все ранее сделанные прогнозы.

Вертикальный взлет и отсутствие необходимости иметь взлетную полосу являются очевидным преимуществом для города. Вместе с тем есть ряд технологических задач, которые требуется решить. Нужно обеспечить хорошую дальность полета (учитывая тяжелые аккумуляторы) и устойчивость транспортного средства. Необходимо разработать и внедрить беспилотную систему управления. Еще один важный момент — коридоры для полетов. Крайне не хотелось бы, чтобы в случае чрезвычайного происшествия машины падали на головы гуляющим по улице людям, поэтому важно сформировать новые транспортные коридоры. Например, использовать реки для полетов, по крайней мере на первом этапе; дальше уже, видимо, добавятся железнодорожные ветки и автомобильные дороги.

Новая работа для водителей

А как же водители? Неужели роботы и искусственный интеллект лишат людей рабочих мест? Такие вопросы сегодня очень популярны. Ответ, на мой взгляд, очевиден. Исчезновение кучеров и извозчиков в начале XX века не обрушило мир, а, наоборот, привело к эволюции профессии. Технологический прогресс сопровождал нас всегда и побуждал людей учиться и осваивать новые задачи. Беспилотные технологии провоцируют появление сотен новых компаний и тысяч высокотехнологичных рабочих мест в смежных областях, где осуществляется разработка компонентной базы, сервисов умной мобильности, IT-решений и многого другого.

Каким будет транспорт будущего

Резюмируя все вышеперечисленное, давайте попробуем выделить ключевые критерии транспорта и транспортной инфраструктуры завтрашнего дня. Первый критерий транспорта будущего — беспилотность. Второй — модульность конструкции автомобиля. Он будет иметь единую платформу, которая позволит быстро реализовать любое решение в рамках его функционала. Универсальность платформы — основа новой мобильности.

Еще один критерий — электрический двигатель. Уже сейчас мы наблюдаем стойкую динамику роста производства и продаж электротранспорта во всем мире. Абсолютно все автопроизводители в России анонсировали планы по производству электромобилей и компонентной базы к ним. Возможно, когда-нибудь у инженеров появится возможность применения водородных топливных элементов, которые позволят снизить вес автомобиля и увеличить протяженность поездки на одном заряде.

Заряженные в завтрашний день

Наличие машины, да еще и беспилотной, подразумевает соответствующую инфраструктуру. Переход на электричество требует высокой скорости заправки транспортного средства. Мощность зарядных станций постоянно растет. Думаю, что на горизонте десяти лет электромобиль будет заряжаться так же быстро, как сегодня заправляются автомобили с бензиновым двигателем. В этом направлении я могу отметить компанию — резидента «Сколково» «Яблочков». Недавно она представила прототип бесконтактной зарядки. Также будут востребованы передвижные мобильные зарядные станции для экстренной подзарядки электромобилей и системы утилизации аккумуляторов. Электромобиль, как и беспилотник, будет создавать большое количество суботраслей.

В целом, размышляя о транспорте будущего, довольно сложно давать отдаленные прогнозы. Возможности человечества практически безграничны. Мы легко принимаем новые технологии и создаем их. Вполне возможно, что когда-нибудь поверхность Земли будет доступна только для людей, а весь транспорт уйдет в подземные скоростные тоннели под городами. Также я не исключаю, что летающие беспилотные электрические машины через 50 лет будут такими же доступными, как сегодня нам доступна аренда велосипеда или электросамоката.

Фото: Андрей Любимов для РБК

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями» Михаил Задорнов: «Видно, как ухудшается управление компаниями»

Почему не все компании в России ощущают рост процентных ставок?

РБК
Ну, приехали! Ну, приехали!

Как привести себя в порядок после отпуска и провести необходимый детокс?

Добрые советы
Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет Близкий Дальний Восток, новая Анапа и поезд вместо ракет

Как мы будем путешествовать по России через 30 лет

РБК
Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь Правила расхламления. Что стоит выбросить в первую очередь

О правилах расхламления, которые по-настоящему работают

Лиза
Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки» Егор Кривошея: «Время делать стратегические ставки»

Как со временем трансформируется сфера платежей

РБК
Недвижимость Недвижимость

Построено в России: интерьеры от лучших дизайнеров и прекрасные виды

Robb Report
Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились» Андрей Себрант: «Самые интересные профессии еще не появились»

Кем быть в эпоху нестабильности с одной стороны, и расцвета технологий с другой?

РБК
РОП неотвратимый: как алюминий поможет очистить природу РОП неотвратимый: как алюминий поможет очистить природу

Разбираемся в понятии расширенная ответственность производителя

ФедералПресс
Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Этот поезд уже не остановить Этот поезд уже не остановить

Запущенные на Дальнем Востоке мегапроекты продолжаются

Эксперт
Кибербезопасность становится результативной Кибербезопасность становится результативной

Покупка традиционных решений защиты уже не панацея для бизнеса

Эксперт
Как создается экономический рост Как создается экономический рост

РЖД — один из крупнейших инвесторов в инфраструктуру в России

Эксперт
Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным» Алексей Маслов: «Взгляд России на Китай стал более реалистичным»

Как меняются отношения между РФ и КНР, что нужно для выхода на китайский рынок

РБК
Бизнес по-фанатски: как спортивные болельщики зарабатывают на своей популярности Бизнес по-фанатски: как спортивные болельщики зарабатывают на своей популярности

Кому удалось монетизировать свой нестандартный подход к поддержке на трибунах

Forbes
8 русских сказок, у которых на самом деле иностранные корни 8 русских сказок, у которых на самом деле иностранные корни

На какие иностранные произведения опирались русские авторы сказок?

Культура.РФ
Куда пропала правобережная мурома Куда пропала правобережная мурома

Находки с правого берега Оки позволили по-новому взглянуть на мурому

Наука
Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно» Алла Юганова: «Со мной никому не бывает скучно»

Алла Юганова — о том, за что любит профессию и как подчеркнуть женственность

Здоровье
Сила и мысли Сила и мысли

Чувство мышцы помогает ее растить. Однако есть нюансы

Men Today
Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей Обман мнениями: нейросети способны незаметно менять точку зрения пользователей

Умные помощники способны незаметно менять мышление пользователя

ФедералПресс
8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда 8 правил, которые помогут сохранить счастливые отношения навсегда

Несложные правила, которые поддержат ваши отношения

VOICE
Для чего формат «у дома» стал форматом «как дома» Для чего формат «у дома» стал форматом «как дома»

Как сделать антипривычный магазин продуктов, в котором все будет работать иначе

FP. BusinessReview
«Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980-1990-е» «Песни ни о чем? Российская поп-музыка на рубеже эпох: 1980-1990-е»

Какими были музыкальные видеоклипы 1990-х

N+1
Медиа империи Медиа империи

Изучим анатомию своеобразного медиахолдинга Российской империи середины XIX века

Наука
Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг Палаццо Гергиева, дом Юдашкина и Машков-билдинг

В Ватутинках, реализован уникальный девелоперский проект Russian Design District

Эксперт
Авиация Авиация

Рекордно просторные салоны, близкая к рекордной скорость плюс забота об экологии

Robb Report
Яркий джапанди Яркий джапанди

Скандинавский и восточный минимализм в интерьере квартиры в Казани

Идеи Вашего Дома
Что такое пранаяма и в чем ее польза Что такое пранаяма и в чем ее польза

Как пранаяма может улучшить ваше физическое и ментальное здоровье

РБК
Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами в отношениях: 3 причины Почему мы сталкиваемся с одними и теми же проблемами в отношениях: 3 причины

Почему у некоторых в отношениях постоянно повторяются нездоровые сценарии?

Psychologies
Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки

Какие подводные камни вас ждут при выборе кабеля и адаптера для зарядки телефона

CHIP
Сделай сам Сделай сам

Игрушечные машинки своими руками

Автопилот
Открыть в приложении