Прорыв в глубины: почему потерян зонд, увидевший Марс насквозь
За четыре года работы на поверхности Марса «Инсайт» перевернул представления ученых об этой планете. Он первым зафиксировал марсотрясения, помог определить внутреннее строение Марса и, возможно, открыл очаги действующих вулканов. Теперь с аппаратом навсегда потеряна связь. Он мог бы проработать куда дольше, считает научный обозреватель Forbes Анатолий Глянцев, если бы не спорное конструкторское решение.
Аппарат «Инсайт» (InSight), исследовавший внутреннее строение Марса, потерял связь с Землей. По всей видимости, навсегда. Специалисты NASA продолжают слушать эфир, но надежды уже фактически нет. Еще полгода назад специалисты предрекали, что зонд выйдет из строя в декабре 2022 года. Так и случилось. Правда, «Инсайт» успел дать материал для множества открытий.
Под капотом Марса
Из чего состоят кора, мантия и ядро Красной планеты? На какой глубине они залегают? Жидкое у Марса ядро или твердое? Бывают ли там марсотрясения? Могут ли проснуться местные вулканы?
До запуска «Инсайта» информации об этом было очень мало. Марсианские миссии в основном исследовали атмосферу и поверхностный грунт. Аппарат стоимостью $814 млн, севший на Марс в ноябре 2018 года, первым заглянул в самое сердце нашего соседа по Солнечной системе.
Название InSight можно перевести как «озарение» или «проницательность». Но на самом деле это аббревиатура от словосочетания Interior exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport («Изучение внутренней структуры с помощью сейсмических исследований, геодезии и переноса тепла»). «Инсайт» исследовал Марс так же, как геофизические приборы изучают Землю. Он фиксировал сейсмические волны, магнитное поле, пытался измерить поток подземного тепла. Кроме того, на борту «Инсайта» работала аппаратура, точно отслеживающая вращение планеты вокруг своей оси. Это тоже помогло выяснить ее внутреннее строение. И, конечно, зонд был оснащен приборами, измерявшими температуру, атмосферное давление, скорость и направление ветра. Это было необходимо, потому что погодные шумы влияли на показания чувствительного сейсмографа. Но специалисты по климату Марса не могли нарадоваться на ежедневные метеосводки. На всех предыдущих зондах метеорологическая аппаратура включалась лишь время от времени.