Абонент не в сети: почему цифровой детокс и отказ от технологий не всегда помогают

Цифровой детокс стал модным способом борьбы с тревожностью и перегрузкой от гаджетов, все больше компаний и инфлюенсеров осознанно ограничивают онлайн-активность. Индустрия цифрового детокса стремительно растет — от мобильных приложений до ретритов стоимостью в тысячи долларов. Но научные исследования дают неоднозначные результаты: одним отказ от цифровых технологий помогает, а у других он вызывает стресс и чувство одиночества. Forbes Life рассказывает, почему «отключение от сети» — не панацея и как разумно регулировать свое поведение в соцсетях и в обращении с технологиями
И на пользу, и во вред
В последнем сезоне сериала «Белый лотос» очень состоятельная американская семья с тремя детьми крайне неохотно расстается с телефонами в тайском отеле, вынужденно подчинившись правилам ретрита. В наших девайсах остаются не только чаты, фото, сериалы, музыка, банки, психологи, доставка еды, но порой самые важные секреты и источники дохода. Неудивительно, что бросить всю свою жизнь в пакет и отдать в камеру хранения — большой стресс.
Исследование We Are Social говорит, что вместе с современными ИИ-чатами пришли не только удобство и экономия времени, но и дополнительный стресс. Треть жизни мы проводим во сне, а 40% от времени бодрствования уходит на гаджеты: люди находятся в интернете по 7 часов в день, и этот показатель все время увеличивается. А лучше бы — не больше трех. Недавно номофобия (no-mobile) даже была словом года по версии Кембриджского словаря. За последние десять лет число пользователей интернета выросло больше чем в два раза, а уровень удовлетворенности жизнью у взрослого населения глобально снизился. Проявлениями «цифровой перегрузки» могут быть депрессия, тревога, недостаточный сон, дефицит внимания и снижения когнитивного благополучия. По данным ВОЗ число психических заболеваний в мире растет, тревожность и депрессия диагностированы у 600 млн человек, и во многом это происходит из-за цифровых технологий.
«Цифровая детоксикация — модное движение, которое зародилась как воздержание от онлайн-медиа и игр, а сегодня она предлагает способы противодействия переживаниям неподлинности и безликому общению», — рассказывает Forbes Life врач-психиатр Rehab Family, нарколог Сергей Кузнецов. Считается, что онлайн-ограничение побуждает людей участвовать во взаимодействиях в реальном мире, способствуя выработке гормонов «любви» (окситоцина) и «дружбы» (вазопрессина). Часто авторы программ детоксов рисуют такой образ: онлайн общение — фейковое и пустое, а личная встреча приносит радость и удовлетворение. Но так ли это в действительности?
Похоже, тут требуются «диджитал-детокс весы», иначе как определить, мы имеем больше проблем от информации или от невозможности ее получить? Стивен Спилберг сказал в интервью Wired, что ситуация двоякая: технологии могут быть лучшим другом, но мешают выдумать что-то прекрасное. В марте 2025 года мета-анализ показал, что можно найти и плюсы, и минусы как в онлайн времяпрепровождении, так и в цифровом детоксе. Тогда же индийские ученые опубликовали выводы исследования: цифровой детокс не сильно влияет на степень ментального благополучия, он должен учитываться в качестве одного из многих его факторов. «Требуются дальнейшие исследования», — заключают другие ученые весной этого года.
«Эффективность цифрового детокса слабо подтверждена научными исследованиями; некоторые из них показали, что отказ от социальных сетей или гаджетов, напротив, понижает настроение, — пишет The Independent. — Плюсы цифрового детокса изучены, но существует несколько негативных последствий долгосрочного отказа от цифровых технологий, например, социальное одиночество». По итогам опроса 20 000 американцев выяснилось, что использование социальных сетей не провоцировало ощущение одиночества. Совместная работа мировых университетов, включая Оксфордский, привела к выводу, что убедительных доказательств позитивного влияния отказа от социальных сетей на ментальное благополучие все-таки нет.
Однако специалисты более единодушны во мнении, что для детей количество экранного времени критично: исследования ЮНИСЕФ показывают, что страдают их навыки коммуникации и эмоциональный интеллект. В итоге «злоупотребляющим» сложнее общаться даже со сверстниками — они плохо распознают эмоции по мимике.
Зимой 2025 года королева Нидерландов Максима призналась, что ее дочь Ариана стала хуже видеть от того, что слишком много времени проводит в смартфоне, сообщали СМИ. Уже через пару месяцев власти Нидерландов попросили законодателей запретить гражданам младше 15 лет заходить в соцсети и ограничить им экранное время. Президент Франции Эмманюэль Макрон в июне также заявил о намерении регулировать онлайн-поведение подростков через новые законы. Австралия стала первой страной в мире, которая запретила использование социальных сетей людям моложе 16 лет, а Швеция в прошлом году выпустила рекомендации по ограничению экранного времени для детей.
Deloitte сообщает, что 47% людей в возрасте до 34 лет считают свои онлайн-активности разрушительными, а не полезными. Исследование Google еще несколько лет назад показало, что люди все больше интересуются стилем жизни slow living («медленная жизнь»). Это не только осознанное выполнение таких рутинных занятий, как уборка или чтение бумажной книги (продажи бумажных книг на «Яндекс Маркете» выросли на 25% в 2024 году по сравнению с 2023-м, лидер сегмента — художественная литература (на 65%), но и выкраивание времени для новых хобби взамен экранного. Увлечения должны быть не в стиле FOMO, а варка кофе, например. В турке, на песке, с длительной дегустацией.