Жемчужина династии
Дюма в романе «Королева Марго» даже не нужно было придумывать стержень сюжета: главное за него уже написала сама Маргарита. Оставалось лишь развернуть повествование, добавить деталей — и вот великий исторический роман готов.
Сестра трёх королей и жена четвёртого оставила после себя великолепные мемуары, в которых есть всё — и политические интриги, и личные переживания, и красноречивые умолчания.
Внутри исторического фейерверка
«И гугеноты, и католики относились ко мне с подозрением: гугеноты — потому что я была католичкой, а католики — потому что я вышла замуж за короля Наваррского, который был гугенотом», — писала Маргарита. Она оказалась даже не меж двух огней, а внутри целого фейерверка: тут были и католики, и гугеноты, и борьба между её братьями за престол, и Генрих Наваррский, и Гизы, и могущественная вдовствующая королева Екатерина Медичи. И это не считая любовных приключений, за которые Маргарите впоследствии пришлось оправдываться перед читателями её воспоминаний.
В литературе девятнадцатого века, а затем и двадцатого сложились два противоположных образа Маргариты. Одна Маргарита — талантливая и образованная, волею судеб ставшая игрушкой в руках противоборствующих партий. Её окружали поэты и философы, она думала о любви и стихах, а в политику наивную принцессу вовлекали мужчины-честолюбцы. Вторая Маргарита — циничная интриганка, которая всегда вела собственную игру. Эта, вторая, Маргарита отдавалась всем подряд, от собственных братьев до крестьян, развязывала войны, обманывала мужа, а также хранила голову своего казнённого любовника в спальне. Дюма выбрал первый образ, бульварные романисты — второй. Говорит всё это лишь об одном: Маргарита была одной из центральных политических фигур своего времени, а её враги обладали не только могуществом, но и незаурядным литературным талантом. Хлёсткие эпитеты и скабрёзные подробности из гугенотских памфлетов пережили и авторов этих легенд, и саму Маргариту, хоть и были далеки от правды.
Принцесса на выданье Скверный романист сказал бы, что с самого рождения Маргарите было предначертано стать покровительницей поэтов и не найти счастья в браке. Её крёстной стала другая Маргарита (Маргарита Французская), сестра короля Генриха II, и, соответственно, тётка «королевы Марго». Её прочили в жёны сыну императора Карла, но затем выдали за герцога Савойского. Она опекала поэтов Плеяды, а Ронсар и дю Белле посвящали ей стихотворные циклы. Ещё одна Маргарита — Наваррская, сестра Франциска I и тётка Маргариты Савойской, помогала Рабле и Эразму Роттердамскому, а в истории осталась как автор «Гептамерона», знаменитого сборника новелл. Её первый муж, герцог Алансонский, умер на руках у жены после битвы при Павии. Маргарита Наваррская приходилась бабушкой будущему королю Генриху IV, супругу самой младшей Маргариты. По-гречески µαργαρίτης значит «жемчужина». И каждую из Маргарит с юности именно так и называли — «жемчужина династии».
Настоящей королевой никто из них стать не мог, во Франции дозволено править лишь мужчинам. Маргарита почти не знала отца: Генрих II пал от руки графа Монтгомери на рыцарском турнире, когда его дочери было шесть лет. На престол взошёл старший брат Маргариты 15-летний Франциск. Через полтора года он скончался, а французский трон перешёл его 10-летнему брату Карлу IX. Правителем же государства стала Екатерина Медичи, вдова Генриха II.
Маргарита позже писала о единственном воспоминании, связанном с отцом. Она сидела у отца на коленях, и тот предложил ей выбрать жениха: принца де Жуанвиля (такой титул носил тогда Генрих де Гиз, будущий истребитель гугенотов) или же маркиза де Бопро. Оба тогда были детьми. Для чего же ещё нужна принцесса в королевской семье? Для того чтобы как можно быстрее выдать её замуж. Со старшими сёстрами Маргарита почти не была знакома: Диана к тому времени успела уже второй раз выйти замуж, за герцога Монморанси, а Елизавета отправилась в Испанию, где стала женой короля Филиппа II.
Маргарита воспитывалась вместе со своими братьями, Генрихом и Франсуа. Ещё один их товарищ по детским играм — Генрих, наследник наваррского престола. С этими тремя мужчинами и будут потом связаны все дальнейшие приключения и невзгоды Маргариты. Карл же всегда был для сестры скорее идеалом и воплощением благородства — но на некоторой дистанции как правящий король. Именно Карл ласково называл её Марго, после одной удачно исполненной роли в домашнем спектакле: Марго звали пастушку, которую играла Маргарита де Валуа.
Наконец, начались приготовления к событию, которому предстояло стать главным в жизни юной принцессы. Поначалу Маргариту собирались выдать за португальского короля. Но этого не хотела сама Маргарита, влюблённая в герцога де Гиза. Позже она писала, что всё было совсем не так, что интригу вокруг герцога затеял её собственный брат Генрих. Но главное, что брака Маргариты с португальским королём не хотел король Испании Филипп II. И добился своего. В итоге сестру французского короля отдали в жёны королю наваррскому, молодому Генриху. В этом браке тоже был тонкий расчёт — примирить хотя бы на время католиков и протестантов. Но свадьба получилась кровавой.