Односемейный памятник доисторической культуры

Чагырские неандертальцы побили мировой рекорд

Выдать молодую девушку замуж, отправив жить в чужую семью,— это не старинная народная традиция, а доисторическая черта неандертальской культуры. Это выяснила международная группа исследователей в ходе генетического анализа ДНК костных фрагментов неандертальцев из Чагырской пещеры на Алтае. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Мария Роговая

Международная группа ученых в Чагырской пещере

Давние коллеги новосибирских археологов из Института археологии и этнографии СО РАН — генетики из Института эволюционной антропологии Макса Планка обнаружили, что некоторые фрагменты костей принадлежат одним и тем же индивидам, а некоторые — очень близким родственникам, например, отцу и дочери. По современным меркам, в Чагырской пещере жила большая семья неандертальцев.

80 костей и сотни тысяч каменных орудий

Проведенное исследование дало ученым основание полагать, что неандертальцы проживали очень компактными группами близких родственников — в пределах 10–20 человек. Всего на материалах из Чагырской пещеры, на основании 17 останков, из которых получилось успешно извлечь древнюю ДНК, ученым удалось собрать 13 полных (ядерных) неандертальских геномов — 7 мужских и 6 женских, включая 5 подростков.

— 80 фрагментов костей и сотни тысяч каменных орудий неандертальцев — это самая большая коллекция материала из одной пещеры,— рассказала корреспонденту «Ъ-Наука» руководитель исследований в Чагырской пещере, доктор исторических наук, профессор РАН Ксения Колобова.— До этого на Алтае были обнаружены останки неандертальцев в пещере Окладникова в 1984–1987 годах. Тогда это была первая находка неандертальцев на Алтае.

Ближайшие от Алтая неандертальцы второй волны были обнаружены на расстоянии в 2,5 тыс. км (в Поволжье). Трудно составить детальную карту этих миграций, поскольку костные останки такого возраста хорошо сохраняются только в пещерах. Зато мы можем безошибочно идентифицировать присутствие этого вида древнего человека по характерному только для него способу обработки и форме каменных орудий. Наличие плоско-выпуклых бифасов — это неизменный признак культуры поздних европейских неандертальцев, причем количество этих орудий в общей массе артефактов практически на всех стоянках с высокой точностью составляет 25%.

Такое большое количество анализов древней ДНК в одном исследовании ранее никогда не проводилось. Всего год назад во всем мире было расшифровано лишь 4 ядерных неандертальских генома, один из которых тоже был «чагырский», а сегодня 14 расшифрованных геномов родом из Чагырской пещеры. Еще 10 останков костей для данного исследования было взято из архивных материалов пещеры Окладникова, где раскопки велись в 1980-е годы.

Технология извлечения и анализа древней ДНК за последние годы достигла такого невероятного уровня, что из фрагментов, пролежавших в хранилище почти 40 лет, генетикам удалось получить информацию. А с 2020 года анализу ДНК исследователи стали подвергать осадочные пещерные породы, содержащие большое количество невидимых глазу органических частиц древних людей — от костной пыли до экскрементов. С этого момента о присутствии древнего человека стало можно судить без обнаружения его останков. Именно так ученые выяснили, что в Денисовой пещере обитал Homo sapiens, хотя его костей там до сих пор не обнаружено.

Все дороги вели на Алтай

В начале III тысячелетия археологам всего мира стало совершенно очевидно, что эволюция происходила нелинейно, и разные виды древних людей, более или менее архаичные по происхождению, могли существовать одновременно на разных территориях, а иногда они встречались, образуя гибриды, как произошло на Алтае. Картинка из старого школьного учебника, изображающая эволюцию обезьяны в человека, сильно упрощала и искажала непростую историю происхождения Homo sapiens. После ряда археологических и генетических открытий оказалось, что даже внутри одного вида на протяжении нескольких десятков тысяч лет происходили достаточно заметные для науки эволюционные изменения.

Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что» Анастасия Ефимова: «Если тратить свою энергию на обиды, тогда ее не останется больше ни на что»

Отельер Анастасия Ефимова – о гостеприимстве и духе времени

Отцовский инстинкт: почему не все мужчины выражают любовь к детям Отцовский инстинкт: почему не все мужчины выражают любовь к детям

От чего зависит родительская привязанность?

Настоящий имперец Настоящий имперец

Ни один другой немецкий политик не был использован так сильно, как Бисмарк

Гены, дрожжи и… человек Гены, дрожжи и… человек

Интервью с Дмитрием Кнорре об исследовании дрожжей

17 главных мифов про здоровое питание 17 главных мифов про здоровое питание

Мы попали в лабиринт из модных тенденций и маркетинговых кампаний

Men’s Health
Из-за климатического кризиса уже страдают беременные женщины. Вот в какой стране хуже всего Из-за климатического кризиса уже страдают беременные женщины. Вот в какой стране хуже всего

Глобальное потепление все больше угрожает здоровью

Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию Продолжение истории о семейных скелетах: визит в провинцию

Что делать, если семейные секреты мешают отношениям с детьми

Новые правила кардио: хочешь похудеть — соблюдай их! Новые правила кардио: хочешь похудеть — соблюдай их!

Поможет ли кардио похудеть?

Заморский принцип Заморский принцип

В отношениях с человеком из другой страны много плюсов, но есть и сложности

Запчасти для людей Запчасти для людей

Как ученые научились делать искусственные органы

Гало-орбита: в ожидании полета человека Гало-орбита: в ожидании полета человека

Где можно сделать пересадку на Луну

«Алиса не может ждать»: новый сериал Натальи Мещаниновой о взрослении подростков «Алиса не может ждать»: новый сериал Натальи Мещаниновой о взрослении подростков

«Алиса не может ждать»: драма о школьнице, которая знает, что скоро ослепнет

Жемчужина династии Жемчужина династии

В романе «Королева Марго» весь сюжет написала сама Маргарита

Страшная тайна испанского двора: как выстрел короля Хуана Карлоса I наповал убил его младшего брата Страшная тайна испанского двора: как выстрел короля Хуана Карлоса I наповал убил его младшего брата

"Почетный король" Хуан Карлос Бурбон — персонаж скандальный

20 лучших российских сериалов последних лет, которые должен посмотреть каждый 20 лучших российских сериалов последних лет, которые должен посмотреть каждый

Топ российских современных сериалов

«Плохое настроение — приступ переедания»: что нужно знать о нервной булимии «Плохое настроение — приступ переедания»: что нужно знать о нервной булимии

Как распознать и вылечить булимию?

Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать? Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать?

Почему техника стала источником новой зависимости и как этим управлять.

Приемная комиссия Приемная комиссия

Что приобрел Tiggo за годы учебы

Автопилот
Боялась, что никто не воспримет всерьез: как Хейли Бибер строит косметический бизнес Боялась, что никто не воспримет всерьез: как Хейли Бибер строит косметический бизнес

Как развивается бренд Хайли Бибер

6 признаков того, что наши трудности в карьере и бизнесе связаны с детской историей 6 признаков того, что наши трудности в карьере и бизнесе связаны с детской историей

Как понять, какие темы стоит проработать для достижения успеха в карьере

«Быть отверженными — их главный страх»: отвечаем на основные вопросы о РПП «Быть отверженными — их главный страх»: отвечаем на основные вопросы о РПП

Что влияет на наши отношения с едой?

5 полезных продуктов для здоровья зимой: доступно и вкусно 5 полезных продуктов для здоровья зимой: доступно и вкусно

Как поддержать организм правильной пищей

Пчелиный алкоголизм, слизняк-воришка и кетчуп как средство от облысения: 20 поразительных фактов со всего света Пчелиный алкоголизм, слизняк-воришка и кетчуп как средство от облысения: 20 поразительных фактов со всего света

Фобия Мадонны и универсальное средство от диареи и облысения

Макияж «скатывается»? Визажисты объяснили, как это предотвратить Макияж «скатывается»? Визажисты объяснили, как это предотвратить

Тебе надоело, что базовый макияж «скатывается» или просто выглядит тусклым?

Глинтвейн Глинтвейн

Глинтвейн согреет душу, прогонит хандру, поможет справиться с простудой

Здоровье
Плесень в Beyond Meat и другие проблемы рынка растительного мяса Плесень в Beyond Meat и другие проблемы рынка растительного мяса

Что происходит с одним из лидеров отрасли растительного мяса

Ёлочные человечки Ёлочные человечки

Хотим познакомить вас с теми, кто наделяет душой ёлочные игрушки

Новый очаг
По следам клиентов: зачем российский ювелирный бренд открывает бутик в Дубае По следам клиентов: зачем российский ювелирный бренд открывает бутик в Дубае

Российская ювелирная компания Parure Atelier открывает новый филиал в Дубае

И грянул Гром И грянул Гром

Кинорежиссер Олег Трофим — о том, почему нужно продолжать снимать кино

Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство Назад в прошлое: как (не) надо анализировать детство

Когда стоит копаться в прошлом, а когда — начать двигаться дальше?