Оторваться от господдержки: директор РАМТ об экономике театров и независимых проектах
РАМТ — первый театр на постсоветском пространстве, который начал использовать для привлечения внебюджетного финансирования эндаумент. Forbes Woman поговорил с его директором Софьей Апфельбаум о том, как сегодня работает этот инструмент, почему важно создавать условия для независимых театров, как привлечь на спектакли подростков и как меняется репертуар.
В начале декабря пять дней шел «Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров», в котором участвовали 300 российских театров. В Москву приехали 535 директоров и менеджеров театров, еще 17 000 человек участвовали в форуме онлайн. Одной из главных тем форума стало привлечение внебюджетного финансирования, развитие фондов целевого капитала — эндаумента. Первым театром в постсоветской России, учредившим свой эндаумент, стал РАМТ. Его директором с 2015 года является Софья Апфельбаум, с 2006 года она работала в Министерстве культуры России, в 2012–2014 годах возглавляла департамент государственной поддержки искусства и народного творчества. В 2018–2020 году была фигуранткой дела «Седьмой студии», по которому режиссер Кирилл Серебренников и двое его бывших коллег были обвинены в мошенничестве, получили условные сроки и должны были выплатить Минкульту почти 129 млн рублей. Софья Апфельбаум, которая, будучи сотрудником минкульта, подписывала документы на предоставление «Седьмой студии» субсидий, по мнению суда, совершила халатность, хотя суд и признал, что в ее должностные обязанности не входила проверка финансовой документации. Она была освобождена от наказания в связи с истечением сроков давности.
— Софья, насколько тема эндаумента (целевого капитала, сформированного за счет пожертвований, — Forbes Woman) актуальна для театров в этом году?
— Об эндаументе я делала один из самых первых докладов на форуме менеджеров в 2017 году. Тогда это было маленькое локальное мероприятие в Питере среди независимых театров, где впервые не в рамках СТД (Союз театральных деятелей Российской Федерации, — Forbes Woman) собралась молодая поросль менеджеров. Новые команды, независимые театры интересны не только своим творчеством, но и тем, как они организуются без каких-либо больших вливаний. Работа по освоению digital-пространства, соцсети, продажа билетов через эти каналы были тогда новым трендом. Поэтому не удивительно, что питерские встречи менеджеров выросли до большого мероприятия с разными секциями. Но самое ценное: при всей остроте заявленных тем на Форуме театральных менеджеров есть возможность встретиться и просто поговорить.
Тогда, в 2017 году я рассказывала о том, как мы в РАМТе создали Клуб друзей театра, как запустили работу по сбору средств для целевого капитала. Прошло пять лет. Теперь мой доклад посвящен пятилетнему опыту работы с эндаументом и нашим попыткам его нарастить. Сегодня я говорила о том, почему целевые капиталы в государственных учреждениях в России не развиваются, какие есть препятствия и за что нам всем нужно биться.
— Какой сейчас капитал у эндаумента РАМТа?
— Управляющая компания «Альфа-Капитал» в ближайшее время должна дать отчет по итогам четырех кварталов текущего года. По итогам трех кварталов картина складывалась оптимистичная, есть ощущение, что мы в первый раз выйдем на цифру, которую планировали. Прежние годы были не самые удачные, а сейчас появился шанс впервые получить доходность в районе 10%. По итогам девяти месяцев 2022 года «тело» целевого капитала составляет около 10,5 млн рублей.
Благотворительный фонд Владимира Потанина пожертвовал нам 4 млн рублей — два раза по 2 млн. Несколько благотворителей сделали крупные взносы еще на 4 млн рублей. Два с небольшим миллиона мы смогли собрать с помощью Клуба друзей и небольших пожертвований в 1000, в 5000, в 10 000 рублей.
— Театр пользуется доходом от целевого капитала?
— Да, понемногу. Вышло не так, как мы планировали в самом начале, когда заявляли, что на эти деньги ежегодно будем выпускать постановку. Сейчас мы, например, делаем дайджест интернет-газеты «Рамтограф», которая выходит в театре уже 10 лет. Решили, что должна быть бумажная версия. Сделали уже четыре выпуска. Дизайн дайджеста оплачивается из процентов, полученных от использования целевого капитала. Гонорары за аудио-спектакль — экскурсию «СТО», посвященную столетию нашего театра, также выплатили из процентов эндаумента. В 2021 году еще около 200 000 рублей ушли на подготовку празднования юбилея РАМТа. Сумму дохода в этом году решили потратить на гонорары режиссерам.
— А сколько театр тратит на содержание фонда эндаумента, на ведение бухгалтерии?
— На своем опыте мы поняли, что самая большая проблема эндаумента — то, что сам театр не может управлять целевым капиталом, хотя наши юристы и бухгалтеры за дополнительную плату вполне могли бы заниматься этим. Так нам было бы проще разрабатывать программы, вести отчеты в рамках текущей деятельности театра. Но по закону для эндаумента нужен отдельный фонд — либо специализированный, либо обычный, внутри которого будет отдельный счет для целевого капитала. Фонд поддержки РАМТ именно такой и может заниматься не только накоплением целевого капитала. На его обслуживание, содержание счетов, зарплату бухгалтера, аудит уходит около 400 000 рублей в год.
— Получается, эта сумма сопоставима с процентами от дохода эндаумента?