Россия без мяса. Часть 2. Как вегетарианцы поругались из-за клопов и встретили революцию
В начале прошлого века Российская империя могла стать самой вегетарианской страной мира. Во второй части «Сноб» рассказывает, как вегетарианские блюда стали очень популярны у российских студентов, почему агитаторы отказа от мяса стали обвинять друг друга в убийствах и были вынуждены прекратить свою деятельность
Всеобщее воскресение и милосердная кастрация
Знакомство Льва Толстого с сотрудником Румянцевской библиотеки Николаем Федоровым произошло в ее стенах в 1881 году и могло перерасти в небольшой скандал. «Седьмой десяток живу, а такого дурака не видал» — так, в пересказе поэта Бориса Садовского, поприветствовал графа Николай Федоров.
Этот человек почти во всем вел себя странно, и даже более странно, чем Лев Толстой, — одевался в старомодную одежду, которая медленно превращалась на нем в лохмотья, снимал маленькую комнату где-то у черта на куличках, от которой отказывались даже бедные студенты, спал на сундуке и укрывался на ночь давно потерявшими актуальность газетами. В свободное от работы время Федоров писал трактаты, в которых призывал современников совершить воскресение из мертвых всех людей, которые когда-либо жили на Земле, и даже рекомендовал для этого особый технический метод собирания человеческого праха.
Толстой пропагандировал вегетарианство всем новым знакомым, но в случае с Николаем Федоровым опоздал — оказалось, что тот давно не ел мяса. Согласно его теории, Вселенная была единым организмом, любая ее часть была ценна, и человеку надлежало о ней заботиться. Эта концепция стала одной из основ русского космизма — модного философско-религиозного учения, к которому примкнули многие известные современники Федорова, в числе которых были философ Владимир Соловьев и ученый Константин Циолковский.
Толстой не разделял большинства взглядов космистов из-за их утопичности. Наиболее фантастическими они были у будущего отца космонавтики Константина Циолковского — через пару десятков лет схожие с его взглядами идеи станут одной из основ евгеники и политического строя нацистской Германии.
Константин Циолковский утверждал, что атомы, из которых состоит весь видимый мир, могут страдать точно так же, как страдают люди, которые попадают в неприятные ситуации или вынуждены жить в нищете. Жизнь во Вселенной он делил на высшую и низшую формы.
«Я человек и могу быть только человеком, — размышлял в одной из своих работ Константин Циолковский. — Но и это не всякому понравится: я не желаю жить жизнью низших рас. Жизнью негра или индейца. Стало быть, выгоды любого атома, хотя бы атома папуаса, требует погасания также и низших рас человечества, по крайней мере, наиболее несовершенных особей в расах».
Однако фашизм Циолковского не был огульным. Он полагал, что у менее развитых, чем европейцы, цивилизаций есть чему поучиться: например, у индусов можно научиться вегетарианству. Именно употребление растительной пищи Циолковский считал необходимым условием будущего счастливого мира — по его теории, атом чувствует себя в мозгу животного гораздо хуже, чем в мозгу человека из отсталой цивилизации, потому что атом живет в извилинах животного неосознанно.
«Следовательно, животных совсем не должно быть», — безапелляционно заключал ученый. Чтобы достичь этого идеала, Циолковский предлагал не убивать животных, а ликвидировать несчастье атомов, из которых они состоят, более «милосердно»: животные исчезнут через сто лет, если их кастрировать или отделить всех самцов от самок, писал он. Пока идет XX век и человечество не готово к таким масштабным проектам, Циолковский предлагал облегчать несчастную жизнь атомов более простыми методами. Размышляя над страданием крыс, которые вынуждены питаться отходами человека, Циолковский предлагал строить дома без щелей, в которые обычно проникают эти животные. Следовательно, считал отец космонавтики, крысам будет нечего есть, они вымрут от голода и тем самым облегчат эволюционные страдания своего биологического вида и атомов, из которых они состоят. После «спасения» животных следовало вырубить все леса на планете, осушить болота и заселить освободившиеся почвы растениями, среди которых Циолковский особенно выделял бананы и корнеплод арума, как наиболее сытные и полезные организму. В новом мире человек будет питаться исключительно обработанными овощами, фруктами, зернами и сахаром — в вареном, сыром или жареном виде,