Многие поначалу были просто ошарашены новым театральным языком

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Мария Смольникова: "Моя работа, мое дело неотъемлемая часть меня самой"

Многие, побывавшие на наших спектаклях впервые, поначалу были просто ошарашены новым театральным языком, но потом приходили по нескольку раз и уже не могли оторваться от нашего театра. А это дороже всего.

Беседовала Марина Порк

Мария, вы когда-то сетовали, что театр отнимает львиную долю времени, которого не остается для съемок в кино. И вот вы играете в сериале «Шаляпин» для телеканала «Россия 1» главную роль — Иолу Торнаги, жену выдающегося певца. Как проходили съемки? Как работалось с Юлией Снигирь и Александром Горбатовым?

— С Горбатовым непросто. Со Снигирь, к сожалению, мы в кадре не пересекались, потому что она играла любовницу Шаляпина, а я — его жену. Но я бы с удовольствием с ней снялась или сыграла в одном спектакле, надеюсь, когда-нибудь это произойдет.

Иола Торнаги была итальянской прима-балериной, которая приехала в Россию по приглашению мецената Саввы Мамонтова. Для нее открывалась роскошная творческая перспектива, брезжило будущее на сцене Императорских театров, но она встретила Шаляпина. Между ними случилась какая-то невероятно судьбоносная любовь. Он публично признался ей в своих чувствах, когда исполнял партию Гремина, выступая в Частной опере Саввы Мамонтова, — не спросив ни у кого разрешения, изменил слова арии: вместо «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» пропел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Какая женщина могла устоять перед ним после такого?! И Иола не устояла, вышла за него замуж, бросила карьеру. У Иолы оставалась надежда вернуться на сцену после рождения первого ребенка, но Шаляпин ее не поддержал. Она в итоге родила ему шестерых детей. К несчастью, их первенец Игорь умер в раннем возрасте.

Играя эту роль, я допускала возможность, что Иола ошиблась, когда решила бросить свое призвание. Видимо, она до конца не рассталась с надеждой о своей карьере. Но поставила себя перед сложнейшим выбором: призвание или семья? Вероятно, Шаляпин оказался человеком, не способным на фоне собственного успеха углядеть потребность души жены. Думаю, Иоле это было очень обидно, поскольку это она кардинально поменяла свою жизнь. Вот и посеялось, и стало прорастать зерно разлада. А дальше, предавая себя, она поплатилась тем, что невзирая на шестерых детей, рожденных в браке, она осталась одна, Шаляпин ушел к другой. Такой узор судьбы я увидела, но могу и ошибаться. Для меня моя работа, мое дело — неотъемлемая часть меня самой. Я не могу представить свою жизнь без актерской профессии. Хотя каждый решает за себя, и многое еще зависит от обстоятельств. Я пыталась понять, как Иола решилась бросить все ради мужчины, уехать из Италии в Россию, незнакомую страну, языка которой она не знала. Я бывала в других странах, такие поездки всегда дарят потрясающие наполнения, перезагрузку. Но я не могу там долго находиться, начинаю испытывать тоску, одиночество, мне хочется поскорее вернуться домой. Путешествия по миру необходимы мне для того, чтобы лучше узнать, кто я есть, что во мне русского, что такое русский, в чем наше отличие от других. Может быть, извлечь полезное и привезти сюда, чтобы что-то улучшить здесь. Но это я уже глобально рассуждаю.

Иола осталась в России после Октябрьской революции, когда Шаляпин эмигрировал в Европу с новой женой Марией Петцольд, которая успела родить ему троих детей. Он вообще долгое время жил на две семьи. Работая над ролью, я пыталась разобраться, почему Иола это терпела. Нельзя сказать, что ее жизнь прошла впустую, она преподавала, чудесные дети наполняли ее существование. Но брак был разрушен, распад семьи стал очень болезненным для детей. Такие события отпечатываются в душе. И важно — что с этим делать? До конца жизни носить обиду или простить сердцем? Ответы на эти вопросы я и пыталась искать, играя Иолу.

— Поскольку вы играли балерину, пришлось ли дополнительно заниматься танцем с профессионалами?

— Да, занималась два месяца, потом у меня начали сильно болеть колени, пришлось бросить это дело. В фильме не так много сцен, где я должна танцевать. Когда приступили к съемкам, выяснилось, что мне необходимо срочно разучить совершенно новый танец, совсем не тот, к которому готовилась. Я все переживала, что не смогу этого сделать, там требовалось совместить танец с актерской игрой, донести до зрителей смысловую нагрузку сцены. Всегда к себе придираюсь, мне хочется выглядеть на экране достойно, надеюсь, что никого не разочарую.

А еще за полтора месяца до начала съемок я стала учить свой текст на итальянском, заниматься с педагогом, и для меня это было неким преодолением, которое удалось. Сама себя удивила, что очень приятно. Вообще, очень важно себя удивлять.

— Как обстоят дела в театре?

— «Школой драматического искусства» сегодня руководит худсовет и директор. Ранее в репертуаре ШДИ было примерно 15 спектаклей, многие имели серьезные награды! Но по разным причинам их постепенно один за другим сняли. Сейчас не идет ни один из них. Я там уже не работаю. Точка. И не состою в штате ни одного театра. Так сложилась судьба.

Но не так давно художественный руководитель Театра Наций Евгений Витальевич Миронов предложил мне роль в спектакле «Кто боится Вирджинии Вулф?» по пьесе Эдварда Олби. В начале лета прошли первые репетиции, на которые режиссер Данил Чащин однажды даже пригласил психотерапевта, чтобы облегчить актерам задачу, чтобы мы могли лучше разобраться в том, почему любящие люди способны так сильно ненавидеть друг друга. Премьера состоялась в ноябре. Мои партнеры — Агриппина Стеклова, Александр Новин и сам Евгений Витальевич. Компания просто замечательная, вдохновляющая, что стало для меня сейчас большой опорой.

— Вы учились в экспериментальном театральном классе, куда, как я узнала, отправила вас мама. А чем занимались ваши родители? Они имели какое-то отношение к культуре, искусству?

— Нет. Мама была учителем алгебры и геометрии, которые преподавала в одной из школ Екатеринбурга. Она вообще четыре раза меняла профессию, что меня, честно говоря, шокировало. Как такое возможно?! Но она достигла такого уровня внутренней свободы, что ничего не боится. Я стараюсь брать с нее пример, не зацикливаться на чем-то одном, потому что жизнь непредсказуема.

Маму любили ученики, потому что она была не только преподавателем своего предмета, в ней чувствовались большая сила и мудрость, ребята к ней тянулись. Когда работаешь в школе, необходимо обладать такими качествами. Она отличалась способностью разрешать, казалось бы, неразрешимые ситуации между учителями, очень мужественно, отважно, с любовью и достоинством вела себя с детьми, а с детьми отвага, как выяснилось, нужна.

Потом мама работала управляющей гостиницей, поднимала ее с нуля. Позже стала директором Класс-центра (компьютерных курсов), раскручивала его, при этом ничего не зная про компьютеры! У нее много проектов, которые она развивала с нуля и доводила до высокого уровня. У мамы мощный дар организовать предприятие так, чтобы клиенты туда потянулись. Она вкладывала в любое дело душу, и отношения внутри ее коллектива всегда были теплыми, яркими. В итоге в 40 лет она окончила Санкт-Петербургский Институт Гештальта и стала работать психологом. Я все время к ней приставала, чтобы она делилась со мной знаниями о гештальт-терапии, мне это тоже интересно. Если ты актер, то должен разбираться в психологии, в том, как устроен человек. Эти знания очень помогали мне на актерском пути.

Что касается папы, он получил техническое образование, а потом родились мы с сестрой, и ему пришлось заняться тяжелыми работами, времена были непростые. Высшее образование он получил позднее, а сегодня на пенсии. Так сложилась его жизнь, что он не испытал счастья заниматься любимой профессией, хотя замечательно красиво поет под гитару. Когда приезжаю в Екатеринбург, всегда прошу его спеть. Он очень сильный и светлый человек! Я учусь у него терпению.

Мария Смольникова в спектакле «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня...» по мотивам произведений И.А. Бунина, 2011 год

— Чему вас научили в вашей экспериментальной школе, что вы там играли?

— Ребенок вряд ли осознает, насколько судьбоносные вещи происходят с ним в детстве, он просто впитывает окружающий мир как губка. Только недавно я поняла, как мне повезло, что с ранних лет мама отдала меня в учебное заведение, где нас окружали идейные люди, которые отдавали все силы занятиям любимым делом. Они не проявляли равнодушия, успокоенности, а постоянно что-то придумывали, открывали, искали новые смыслы.

Например, в День учителя педагоги становились учениками, а мы — учителями. Мне досталась роль учителя русского языка и литературы, я должна была подготовиться к своему уроку. Все учителя одевались как школьники, заплетали себе косички, приходили в класс с портфелями, жевали жвачку. В актерской профессии практикуется метод: поменяться ролями и посмотреть, что выйдет, — это очень многое дает. В школе было точно так же, появлялась возможность взглянуть на себя со стороны. Мне кажется, в тот момент вообще случалось волшебство. Мы взрослели и понимали, каково с нами учителям, а потому бережнее и ответственнее к ним относились. Нам разрешалось даже посидеть в учительской, попроверять тетрадки. В общем, это добавляло столько творчества, азарта в учебный процесс, что он переставал быть чем-то формальным, холодным. Я безумно благодарна каждому учителю из той школы. Конечно, подумываю сегодня: вот бы создать такую школу, чтобы в нее пошел мой сын, но, к сожалению, не чувствую в себе на то силы, жизнь пока складывается непросто.

— В ГИТИС вы поступили с третьего раза. Это же страшно болезненно, когда тебя не оценили. Как вы добились своего, как не сломались, не утратили стержень?

— На самом деле я не знаю ответа на этот вопрос. Если честно, я тогда почти сломалась. Но рядом всегда была мама, она меня поддерживала, позволяла просто спрятаться в своей комнате, когда мне было плохо. Папа в те времена покупал краски, и я рисовала. Это отвлекало от неудач. Мама никогда не гнобила меня за то, что я такая бездарная, что не смогла никуда поступить. Она не требовала: раз опять не поступила на актерский, давай подумаем о более земной профессии. Она позволяла мне идти за своим сердцем, хотя это было совершенно нелогично, антипрактично. Мама в меня верила, я за это благодарна, потому что благодаря ей занимаюсь любимым делом и чувствую себя на своем месте, хотя, конечно, время от времени прохожу много тяжелых испытаний.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места» Михаил Евланов: «Актерская профессия трогательная, толстокожим в ней нет места»

Я искал себя всюду и везде. Когда я работал на заводе, мне приснился вещий сон

Коллекция. Караван историй
10 неожиданных способов применения пергаментной бумаги - попробуйте хотя бы один из них! 10 неожиданных способов применения пергаментной бумаги - попробуйте хотя бы один из них!

Пергамент для выпечки — незаменимая вещь на кухне. И не только!

ТехИнсайдер
Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах Алиса Фрейндлих о Товстоногове, Рязанове и других легендарных коллегах

Алиса Бруновна вспомнила тех, с кем работала и была связана долгие годы

Караван историй
Сермяжная готика Сермяжная готика

«Уэнсдей»: как Тим Бёртон предал семейку Аддамс

Weekend
Людмила Гаврилова. Людмила Гаврилова.

История актрисы Людмилы Гавриловой

Коллекция. Караван историй
«Я рокер по натуре!» «Я рокер по натуре!»

Филипп Киркоров о самых необычных новогодних подарках

ЖАРА Magazine
Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...» Софья Синицына: «Моя Фрида в «Мастере и Маргарите» — это посвящение папе...»

А папа посоветовал: «Иди в артистки! Они всегда интересно и красиво живут»

Коллекция. Караван историй
Дела сердечные: какой тип людей после 40 лет ждет гипертония? Проверьте, не в их ли вы числе Дела сердечные: какой тип людей после 40 лет ждет гипертония? Проверьте, не в их ли вы числе

Почему взрослеющим людям жизненно важны физические нагрузки?

ТехИнсайдер
Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны Почему современные тренды ЗОЖ чаще всего ошибочны

С чего на самом деле надо начинать заботу о своем здоровье

СНОБ
Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме Знаешь, все еще будет. Антон Уткин — о единении и улыбке в зуме

Режиссер Антон Уткин — о том, как сегодня поддерживать друг друга

РБК
Проект HMMWV и его аутсайдеры Проект HMMWV и его аутсайдеры

Идея создания HMMWV появилась в самом начале 1970-х годов

4x4 Club
Не только «Уэнсдей»: лучшие танцы в истории кино Не только «Уэнсдей»: лучшие танцы в истории кино

Какие танцы из истории кинематографа заставляли нас покрываться мурашкам?

Правила жизни
Помогает ли вера стать счастливее: мнения агностика, иудея и христианки Помогает ли вера стать счастливее: мнения агностика, иудея и христианки

Наши герои — о том, почему без своих убеждений не мыслят своей жизни

Psychologies
Правила андрагогики и пирамида Дилтса: как эффективно учиться во взрослом возрасте Правила андрагогики и пирамида Дилтса: как эффективно учиться во взрослом возрасте

Какие лайфхаки помогут нашему мозгу активнее усваивать информацию

Forbes
«Кладовые солнца» калужской земли «Кладовые солнца» калужской земли

Болота. Много или мало их в России?

Наука и жизнь
Жуткая история: почему люди панически боятся крыс? Жуткая история: почему люди панически боятся крыс?

Почему крысы до сих пор вызывают в людях панический страх и брезгливость?

ТехИнсайдер
Эмпатия, честность и уважение: 10 особенностей хороших родителей — мнение психоаналитика Эмпатия, честность и уважение: 10 особенностей хороших родителей — мнение психоаналитика

Какие качества отличают хороших родителей?

Psychologies
Изменение сознания: что такое ментальная революция и почему она так важна для нашего общества Изменение сознания: что такое ментальная революция и почему она так важна для нашего общества

Мир кардинально изменился, а вместе с ним — наша психика и мышление

Psychologies
«Красота мешает личной жизни»: 3 истории женщин и комментарий психолога «Красота мешает личной жизни»: 3 истории женщин и комментарий психолога

Подчеркнутое внимание не дает красавицам возможности найти близкого человека

Psychologies
Однажды в Чертанове Однажды в Чертанове

Как фэнтези-комедия «Конец света» цитирует мировую и российскую поп-культуру

Правила жизни
Трезвый взгляд Трезвый взгляд

История девушки, которой удалось победить алкоголизм

VOICE
Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи Юрий Яковлев: последний романтик уходящей эпохи

Красавец в костюме на шикарной иномарке

Караван историй
Как правильно обращаться по имени: мнение психолога Как правильно обращаться по имени: мнение психолога

Как поступить, если не знаете, какую форму имени предпочитает собеседник

Psychologies
Ребенок боится темноты: что делать родителям — полезный совет Ребенок боится темноты: что делать родителям — полезный совет

Что делать, если ребенок боится темноты?

Psychologies
Как представить нового партнера детям: главные правила Как представить нового партнера детям: главные правила

Бояться познакомить детей со своим новым партнера — это нормально

Psychologies
Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке Сара Джессика Паркер. Звезда в балетной пачке

Сара Джессика Паркер стала ролевой моделью для миллионов женщин во всем мире

Караван историй
Фудфотография: визуальный стиль ресторана Фудфотография: визуальный стиль ресторана

За 11 лет работы фудфотографом я сталкивалась с совершенно разными проектами

Bones
Вкалывают роботы Вкалывают роботы

Как искусственный интеллект повлияет на то, как мы трудимся

N+1
Loc-Dog: «Мне никогда не было тяжело» Loc-Dog: «Мне никогда не было тяжело»

Рэпер Loc-Dog рассказал о том, боится ли он разочаровать публику

ЖАРА Magazine
Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь Все без ума от «Уэнсдэй»: как Тим Бертон променял кино на сериалы и заново обрел всеобщую любовь

В чем успех сериала «Уэнсдэй»?

Правила жизни
Открыть в приложении