«Время измениться в размерах»
Почему никакого интернета на самом деле не существует, почему телезвездам приходится уменьшаться в размерах, как зумеры изобрели радио, а наши родители — TikTok: корифеи медиабизнеса по приглашению «Правил жизни» обсуждают будущее аналоговых и цифровых медиа и выясняют, что Марта Стюарт все-таки важнее Ги Дебора.
Трифон Бебутов: Существует такое мнение, что интернет в России раз вит куда сильнее, чем в Европе. Что вы думаете, друзья, по этому поводу? Так ли это? И если так, то с чем это может быть связано?
Сергей Минаев: Я человек менее опытный в телевизоре, чем присутству ющий здесь Николай Борисович. Но, по моему скромному мнению, это не только интернета касается. Телевизор всегда был в России сильнее, чем в Европе, ну раз в десять.
Николай Картозия: По картинке – всегда. Размах декораций, визуальные эффекты. Здесь мы выигрываем.
Сергей: С американцами, конечно, было тяжело соревноваться, потому что они родоначальники, азиатский рынок я не знаю, но с Европой даже нельзя сравнивать.
Николай: В Европе сильна Великобритания. Их телик едет за счет оригинальных идей. И все.
Сергей: И это не только с телевизором так. Абсолютно любые сервисы: банковские, телефонные – у нас все работает совершенно на другом уровне, потому что ну так вышло исторически. Я не думаю, что это вопрос технологий. Это вопрос модели поведения. И у нас, конечно, был, остается и есть талантливый телевизор. Пока я не попал на ТВ, я тоже орал, что это все никому не нужно, говно старое, деды там сидят, пердят, какой-то Картозия безумный. Что это вчерашний день. А потом я стал работать у Владимира Михайловича Кулистикова. В целом мое мнение очень простое. Никакого не существует телевизора или интернета. Это только логистика, способ доставки информации. Первичен контент. Если нет контента, ничего вообще нах*** никому не нужно.
Николай: Насчет развития интернета – в моем обожаемом Риме подключить выделенную линию почти невозможно. В центре – только модемы из нашей юности. Я спрашиваю бывшего мэра Рима: «Когда в римском метро появится wi-fi?» Знаешь, что он ответил? «Никогда!» А мы же голодранцы-девяностыши, у нас ничего не было, начинали с нуля. У меня компьютер появился в 19 лет. Я уже что-то умел, а применить было негде. И вот множество талантливых людей просто с самого начала пошли в онлайн, в блогинг, в интернет-журналистику и так далее. Противостояния с телевизором в этом не было, были новые возможности. В газету «Коммерсантъ» ты обозревателем попасть не мог, а в «Газету.ру» (ту, старую) – почему бы нет?
Когда я писал стратегию телеканала «Пятница!» в конце 2012 года, третьим пунктом у меня там шло, что наступает эпоха ведущих-гибридов, что скоро телеведущие, не размножающиеся во всех средах, завянут. Условно говоря, я понимал, что Владимир Познер, который тогда гремел, зачахнет, если не расползется по диджитальным площадкам. И я сразу сказал, что нам нужны ведущие-гибриды. Берем блогеров, учим их быть телеведущими, берем телеведущих, учим их быть блогерами. На этом, собственно, и была построена «Пятница!».
Титаны телевидения говорят: «Ужас, нам мешает интернет, надо все это закрыть, и тогда телевидение опять будет на коне». Я как человек, прошедший через это все, скажу: чем в большем количестве сред находятся мои проекты, тем больше они собирают рейтинг по телевизору. Единственное, что должен уметь генеральный директор, – это во всех средах максимально монетизироваться, получать деньги. Есть каналы, которые переживают: «Что нам делать в YouTube, как мы там будем зарабатывать?» А мы там давным-давно берем по пятьшесть миллионов за интеграции в своих диджитальных ресурсах. Выросло целое поколение детей, которые понятия не имеют, что «Пятница!» – это телеканал.
Евгений Гуцал: Действительно, была такая риторика в конце 2010-х, все блогеры говорили о том, что телик им не нужен. Первый показательный кейс был, когда Соболев всем известный сходил на «Пусть говорят » с Малаховым по поводу истории с Дианой Шурыгиной. Человек резко превратился из блогера десятого эшелона с 300 тыс. подписчиков в блогера-миллионника. Сразу после второго эфира он обнаружил, что подписчиков у него два миллиона. А еще колоссальная медийная узнаваемость и капитализация. Тут надо заметить, что самые крупные рекламодатели уже давно что на телике, что в диджитале более-менее одни и те же.
Николай: Но все платформы – от YouTube до Netflix – п*** по поводу своих просмотров, потому что никто не может эти данные перепроверить. Никакого внешнего счетчика или аудитора они к себе не пускают. Кто там проверит, какие цифры YouTube засчитывает-недозасчитывает?
Сергей: Я считаю, что сила ночи, сила дня – одинакова х***. В том смысле, что телевизор сформировал себе устойчивый брендинг – смотрите, мы телик, реклама в телике стоит дорого, а в интернете она стоит дешевле. Поэтому интернет будет раздуваться всячески, чтобы всем продемонстрировать, что он такой же телевизор, только умнее. Якобы там сидят продвинутые люди, смотрят Netflix. А с чего вдруг умнее? Вот есть Ivi, большая платформа. Кто там был лидером просмотров за 2022 год? Сериал «Сваты». Вот вам ответ на все вопросы сразу.
Николай: Люди говорят: «Я не смотрю телевизор». Что под этим подразумевается? Что люди не смотрят устройство, которое называется телевизором. А потребление телеконтента в интернете, наоборот, с каждым годом растет. В 2021 году в топ-10 YouTube попало реалитишоу «Пацанки». Кто тут главный контент-мейкер? Телик. Я уже не говорю о таких вещах, как «Сваты» или сериалы НТВ. Посмотрите, сколько у них там просмотров.
Трифон: Как, будучи телевизионной звездой, превратиться в звезду YouTube?
Сергей: У меня ответ очень простой. Помните, была такая безумно успешная и суперпопулярная платформа – Clubhouse называлась? Я за месяц там стал вторым клабхаузером Советского Союза. Меня в интервью просили этот невероятный успех как-то объяснить. Я говорю: «Вы е***, что ли? Что такое Clubhouse? Это миллениалы изобрели радио. Я радиоведущий, я знаю, как делать этот эфир, я моделировал его пять лет. Что тут сложного? Радио изобретено довольно давно. Поэтому, если говорить про топ YouTube, кто там сейчас в топе? Собчак, Пивоваров (включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. – «Правила жизни»), Дудь (включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. – «Правила жизни») - все люди с телевизионным опытом, все из телика.
Николай: Специально для «Правил жизни» раскрою секрет. В 2015-м, когда Дудь уже состоялся, выстрелил, все его обсуждали как феномен, мы с ним начали общаться по какому-то поводу. Я тогда нашел его в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ) и обнаружил, что он мне за два года до описываемых событий писал туда и предлагал делать этот его блог на телеканале «Пятница!». Вот так япрое***Дудя.
Трифон: Но этот успех телевизионный все-таки (например, большой ведущий, все классно, все круто) не всегда конвертируется в успех на платформы.
Сергей: У нас с Николаем Борисовичем есть друг и коллега Сергей Витальевич Евдокимов, который сказал однажды: «Время измениться в размерах». Потому что, когда мы все сидели на НТВ, мы были людьми огромного федерального канала, а когда ты пришел на YouTube, ты орешь в жопу дракона. Там пустота, ты не знаешь, кто в этой жопе сидит, есть ли там вообще живые организмы. Ты себе должен сказать: «Чувак, ты теперь такой же, как Влад Бумага, только ты сосешь у него, потому что у него 15 миллиардов просмотров. Давай, сделай что-нибудь, х*** ты пять лет кривлялся на четвертой кнопке!» Вот и все. Надо сжаться в размерах и сказать: перечислить еще, кроме всех выше озвученных персонажей, множество других людей, которые на телике, например, не работали, но делают сегодня взрослый контент для взрослой аудитории. Такой тренд тоже о многом говорит.