Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБКБизнес

Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта и его роли в мегаполисах мира

Автор: Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Авторы иллюстраций: Иван Звягин и Midjourney

За последние десять лет мировой транспортный сектор совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных процессов. Этот перелом оказался возможным благодаря огромным инвестициям, развитию зеленых технологий, в частности возобновляемых источников энергии.

Однако наряду с внедрением передовых прорывных технологий прослеживается и противоположная тенденция сохранения явно устаревших платформ, которые, тем не менее, находят своего потребителя в определенных сегментах. Наиболее показательный пример — УАЗ «Буханка», производимый в России без значительных изменений почти 65 лет. Или вазовская «Нива», цена на которую постоянно растет и которая находит свое применение в тех регионах, где нет современной инфраструктуры (дорожной, сервисной, заправочной), необходимой для использования передовых технологий.

Это крайне важный вопрос, потому что создание инфраструктуры для новых видов транспорта, особенно в малонаселенных и отстающих регионах, требует значительных инвестиций, очень материалозатратно и может быть неэкологичным. Строительство автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другой инфраструктуры влечет вырубку лесов, потерю биоразнообразия, большой расход полезных ископаемых и выбросы парниковых газов.

Посмотрим, как новые технологии и забота об окружающей среде изменят личный и общественный транспорт, а также транспортную инфраструктуру и привычки горожан.

Экологически чистый транспорт

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития, к 2050 году в мире могут резко возрасти выбросы парниковых газов и твердых частиц. Более того, количество преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, может удвоиться, достигнув 3,6 млн в год. Большинство из этих случаев будут приходиться на Китай и Индию. Поэтому экологизация транспортной сферы станет вопросом общественного здравоохранения, а также частью глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Электромобили

Мировой рынок электромобилей в последние годы активно развивается и в будущем продолжит расти. В первом квартале 2023 года было продано более 2,3 млн электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за тот же период 2022-го.

Кроме того, согласно оценкам Международного энергетического агентства, из-за распространения во всем мире электромобилей спрос на нефть в транспортной сфере начнет падать после 2026 года.

Электромобили станут более доступными. Уже сейчас в Китае средняя стоимость таких авто составляет около $35 тыс. Это ниже не только цены на традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но и стоимости электромобилей во всем мире. В Европе и США их средняя цена — $70 тыс.

Однако есть и сдерживающие факторы развития рынка электромобилей. Главным образом это стоимость сырья, которая растет с 2020 года. А в России это еще и таможенные ограничения, налоги и сборы, из-за которых цены на электромобили в стране на 50–100% выше, чем за рубежом.

Водородные двигатели

Примерно с 2028 года, по некоторым оценкам, начнет расти рынок автомобилей, использующих водород. Согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, в 2018 году рынок автомобилей на топливных элементах оценивался в $651,9 млн и, как ожидается, достигнет $42,04 млрд к 2026 году. Топливный элемент — это устройство, преобразующее химическую энергию водорода в электроэнергию, которая приводит автомобиль в движение.

Рост водородного транспорта будет определяться двумя факторами. Во-первых, стоимостью и доступностью зеленого водорода, что будет зависеть от стоимости строительства объектов ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и заправочной инфраструктуры. Во-вторых, автомобили на водороде конкурируют с электромобилями и при этом используют ряд схожих компонентов. Баланс рынка между водородными и электромобилями будет определяться также стоимостью материалов (лития, кобальта, никеля и т.д.), необходимых для производства батарей электромобилей.

Синтетическое топливо

Еще одной зеленой альтернативой представляется переход на синтетическое топливо для возможности сохранения части парка автомобилей с ДВС.

Производство синтетического топлива состоит из ряда этапов. Сначала при использовании возобновляемых источников энергии в процессе электролиза вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород смешивают с углекислым газом для создания синтетического метанола, который можно перерабатывать в стандартный бензин или дизельное топливо. При производстве синтетического топлива также может использоваться CO2, уловленный из атмосферы, что повышает экологичность. Так же как и в случае с водородом, эффективность использования синтетического топлива будет определяться стоимостью возобновляемых источников энергии.

Автошеринг

Согласно оценкам один каршеринговый автомобиль может заменить в среднем 8–15 личных авто. Кроме того, по данным правительства Москвы, ежедневно порядка 250 тыс. личных автомобилей не используется именно благодаря каршерингу.

Поскольку каждый автомобиль — это источник негативного влияния на окружающую среду, то переход на каршеринг, особенно если автопарк будет состоять преимущественно из электромобилей, — это важный шаг к экологизации транспортной сферы. В ближайшие десятилетия в условиях урбанизации, удаленной работы, а также при резком повышении цен на автомобили, вероятно, каршеринг, а в дальнейшем беспилотные такси будут развиваться в крупных мегаполисах и городах-миллионниках.

Транспортная инфраструктура

Можно предположить, что инфраструктура завтрашнего дня будет построена на существующих транспортных сетях. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), даже развитые страны, такие как Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, США и Великобритания, сталкиваются с проблемой деградации инфраструктуры, которая стареет и находится в аварийном состоянии.

В частности, серьезное беспокойство вызывает состояние дорог и мостов. Например, в США, согласно анализу, проведенному Американской ассоциацией строителей дорог и транспорта в 2020 году, около 231 тыс. мостов (это более трети) нуждается в ремонте или замене. Но, вместо того чтобы просто ремонтировать стареющую инфраструктуру, развитые страны должны модернизировать свои транспортные сети с учетом задач устойчивого развития, разрабатывая и внедряя технологии, которые в дальнейшем могут быть адаптированы развивающимися странами.

При этом, когда инфраструктура создается с нуля, существует возможность создания принципиально новой инфраструктуры. Примером тому является железнодорожная сеть Китая. Самая густонаселенная страна в мире (и это важно, так как именно плотность населения определяет объем рынка, необходимого для достижения окупаемости) создала с 2008 года крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог протяженностью более 42 тыс. км (по состоянию на конец 2022 года). Причем половина из них была построена только за последние пять лет. Ожидается, что к 2035 году длина сети, которая связывает все основные мегаполисы страны, увеличится почти вдвое — до 70 тыс. км.

Благодаря максимальной скорости, которую могут развивать поезда (до 350 км/ч) и общей протяженности железнодорожной сети (155 тыс. км), междугородние перевозки принципиально изменились. Доля авто- и авиатранспорта сократилась, а экологическая, экономическая и демографическая ситуации значительно улучшились. Во многом это оказалось возможным благодаря совершенствованию технологий, изначально приобретенных от партнерства с ведущими мировыми вендорами (Bombardier, Alstom и Mitsubishi и др.), беспрецедентной борьбой против коррупции и мерами по сокращению затрат в данном секторе при поддержании высочайших требований безопасности. Например, строительство линии длиной 815 км Чжэнчжоу — Ваньчжоу стоимостью $13,5 млрд (то есть $16,5 млн за километр) было завершено менее чем за пять лет!

Городской транспорт

По данным ООН, к 2050 году 68% населения земного шара будет проживать в городах. Можно предположить, что многие люди откажутся от личного автомобиля в пользу муниципального транспорта. С одной стороны, развитие электронных средств коммуникации позволяет минимизировать количество поездок. Все больше людей работают удаленно и предпочитают онлайн-шопинг, дистанционно доступны большинство сервисов. С другой стороны, стоимость владения транспортом (приобретение, обслуживание, парковка и т.д.) растет. При этом снижается значимость автомобиля как показателя статуса и атрибута свободы передвижения. Растет поколение, которое формировалось под воздействием возможностей шеринг-экономики.

Кроме того, разрастание городов и увеличение плотности населения может привести к разрыву между богатыми и бедными и росту трущоб. В 2023 году в трущобах разных стран мира проживают около 1 млрд человек, к 2050 году эта цифра может увеличиться до 3 млрд. Такое расслоение, особенно в развивающихся странах, может влиять на рынок транспортных услуг, в частности на его доступность и безопасность. «Золотой миллиард» и растущий средний класс в быстроразвивающихся экономиках, вероятно, будет пользоваться благами совершенствующейся транспортной инфраструктуры, при этом беднеющее население, и в особенности жители трущоб, будут продолжать вести «оседлый» образ жизни.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Павел Волчков: «Ваш холодильник будет заказывать вам еду по вашему индивидуальному графику питания» Павел Волчков: «Ваш холодильник будет заказывать вам еду по вашему индивидуальному графику питания»

Человек-генетик о том, что будущее – в персонализации всего

Maxim
Как кормить ребенка, чтобы в будущем у него не было расстройств пищевого поведения? Как кормить ребенка, чтобы в будущем у него не было расстройств пищевого поведения?

Как сформировать у ребенка здоровое отношение к еде

VOICE
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Колесо Сансары Колесо Сансары

Кем считают себя сами индийцы?

Вокруг света
Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood Доказательные практики в сфере социального сиротства | Evidence-Based Practices in Social Orphanhood

Что такое доказательные практики в социальной сфере

Позитивные изменения
Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров» Федор Лавров: «Я охочусь за историями людей, историями становления или разрушения их характеров»

Федор Лавров — о том, каково быть ребенком известных родителей

Коллекция. Караван историй
Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины Почему женщины отказываются от интервального голодания: 3 серьезные причины

Почему интервальное голодание подходит далеко не всем?

VOICE
5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень 5 экранизаций, чтобы пережить дождливую осень

Книжные экранизации для семейных вечеров

СНОБ
Наталья Оксентюк: «Когда человек признаёт, что ему нужна помощь, – это про силу» Наталья Оксентюк: «Когда человек признаёт, что ему нужна помощь, – это про силу»

90% людей в России игнорируют психологию, не понимая её значения и пользы

Здоровье
10 самых бесполезных изобретений человечества 10 самых бесполезных изобретений человечества

Самые странные и бесполезные изобретения

Maxim
На границе миров: почему открытие квантовых точек заслужило Нобелевскую премию На границе миров: почему открытие квантовых точек заслужило Нобелевскую премию

Открытие, которое легло в основу многообещающей нанотехнологии

Forbes
Бангкок. О, это счастливый город! Бангкок. О, это счастливый город!

«Город – вечное сокровище» – это древнее название тайской столицы

Зеркало Мира
Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство Как остановить психологическую манипуляцию: пошаговое руководство

Как распознать, что вами пытаются манипулировать?

Psychologies
Диета «Стол № 9»: правила питания и рецепты блюд при диабете 2-го типа Диета «Стол № 9»: правила питания и рецепты блюд при диабете 2-го типа

«Стол № 9»: насколько принципы этой диеты актуальны в наше время

РБК
Изменение климата сократит площадь пригодных для индийских слонов местообитаний Изменение климата сократит площадь пригодных для индийских слонов местообитаний

Доля непригодных для индийских слонов местообитаний может вырасти на треть

N+1
Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным Что нужно взять с собой в самолет, чтобы перелет был комфортным

Как продумать сборы в самолет от и до

VOICE
Как научиться водить машину с нуля на «механике» и «автомате». Инструкция Как научиться водить машину с нуля на «механике» и «автомате». Инструкция

Как научиться водить машину, что важно знать и как не бояться

РБК
Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов Как родители мешают детям повзрослеть: 3 любимых метода нарциссов

Почему некоторые родители не позволяют детям становиться самостоятельными?

Psychologies
«Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник «Человечество вечно не останется на Земле». Кто придумал искусственный спутник

4 октября 1957 года СССР запустил в космос первый искусственный спутник Земли

СНОБ
Редкие признания после рождения последнего ребенка: что Елизавета II открыла в личном письме королевской акушерке Редкие признания после рождения последнего ребенка: что Елизавета II открыла в личном письме королевской акушерке

Какой матерью была королева и с каким теплом она относилась к близким людям?

VOICE
Шкатулки, вазы и мортирная батарея. Кто придумал токарный станок Шкатулки, вазы и мортирная батарея. Кто придумал токарный станок

История Андрея Нартова, который придумал токарный станок

СНОБ
Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского

сын Александра Невского оказался связан со скандинавами и степными кочевниками

N+1
«Букхоппинг»: как книжные магазины стали модными культурными пространствами «Букхоппинг»: как книжные магазины стали модными культурными пространствами

Как изменилась атмосфера в книжных магазинах и почему стало модным туда ходить

Forbes
Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога Как справиться со страхом перед сексом с новым партнером: 4 совета от клинического психолога

Как справиться с тревогой перед сексом и отдаться процессу с удовольствием?

Psychologies
Король ужасов говорит Король ужасов говорит

«Пригородные крики Джона Карпентера»: несостоявшийся хоррор-хит

Weekend
Бусидо. Путь самурая Бусидо. Путь самурая

«Бусидо» — кодекс самураев XII века, который постоянно менялся вместе с эпохой

Зеркало Мира
Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае Обращение на восточный манер: как регулируют оборот данных в Китае

Разбираем китайскую специфику обращения с данными

Forbes
Антиматерия упала вниз Антиматерия упала вниз

Гравитация Земли притягивает атомы антивещества

N+1
5 странных войн, в которых никто не погиб 5 странных войн, в которых никто не погиб

Не все войны были кровопролитными, в некоторых и вовсе никто не погиб!

Maxim
Сгруппируйтесь: все об аварийной посадке самолета и эвакуации пассажиров Сгруппируйтесь: все об аварийной посадке самолета и эвакуации пассажиров

Как пассажирам самолета правильно съехать по надувным трапам при эвакуации

ТехИнсайдер
Открыть в приложении