Что было пределом мечтаний молодого ленинградского обывателя году в 1930?

Знание – силаИстория

Вафли

Александр Волков

Что было пределом мечтаний молодого ленинградского обывателя году в 1930? Уж, конечно, не чтение томов Карла Маркса и не поездки на стройки коммунизма. Он, как и многие молодые люди во все времена, хотел быть лишь уличным повесой, озорным гулякой, как в 1920-е годы Есенин или в 1960-е – Довлатов. Танцевать фокстрот под домашний рояль. Носить модные носочки в полоску. Его жизненная программа была предельно проста – и полна прекрасных переживаний! Вот она, записанная со стенографической скупостью: «И мы ходили с девушками в кино. И катались на лодках. И пели под гитару. И кушали вафли с кремом» (М.М. Зощенко. «Мишель Синягин», 1930).

Вафли? Не пирожные и торты? Не мясные деликатесы? Не экзотические фрукты?

Но попробуйте представить себе, каким удивленным взглядом смотрел бы юноша, чье детство пришлось на голодные годы Гражданской войны, на витрину модного кондитерского магазина, где матово светились золотистыми тонами разные сорта вафель, филигранно отделанных кондитерами. Их гораздо больше, чем полагают многие из нас, небрежно минующих полочку в рядовом магазине, где уныло притулились несколько вафельных пачек.

На моей воображаемой витрине всё смотрится празднично.

Вот очерченные полукругом широкие соты брюссельских вафель, присыпанные сахарной пудрой, как горы – снегом (у нас их ошибочно называют «венскими вафлями»). Мягкие стенки этих «сот», приготовленных с использованием дрожжей и взбитых яичных белков, кажутся воздушными, живыми. Овальные, плотные соты льежских вафель с кусочками карамельного сахара, словно крупицами золотого песка. Голландские вафли с начинкой из тягучего карамельного сиропа или меда (он склеивает круглые вафельные листы).

Итальянские вафли пиццелли (от слова «пицца»), пахнущие анисом и похожие на застывшие кружева из теста, но при этом твердые, похрустывающие на зубах. Шведские вафли, традиционно выпекаемые в виде сердечка. В Швеции каждый год, 25 марта, эти сердца начинают биться в унисон, в едином порыве. В этот день в стране отмечают Våffeldagen, «День вафель».

Норвежские вафли крумкаке, свернутые в длинный рожок, наполнены взбитыми сливками. Их всегда пекут на новогодние праздники. Кстати, в Германии эти вафли стали наполнять какой-либо сладкой начинкой, а то и мороженым. А вот в самой Норвегии футбольные болельщики на стадионах нередко едят хот-доги, основой которых является не булка, а тот самый вафельный рожок.

Английские (равно как и ирландские) картофельные вафли – на вид двойники брюссельских. Только приготовлены не из теста, а из картофеля, а потому несладкие, пресные на вкус, зато очень сытные. Их можно использовать в качестве гарнира к сосискам или бекону.

Польские вафли-облатки вроде бы неприметны. Это – круглые или прямоугольные тонкие листки выпеченного пресного теста, будто засохшие листики из гербария, ненароком оставленные на полке. Но если повернуть эти белесые листочки к свету, то вместо сухих прожилок проступят христианские символы или изображения, связанные с грядущим Рождеством (их ведь выпекают в канун праздника). В странах Восточной Европы католики, собираясь за столом во время ужина в Сочельник, преломляют эти облатки и угощают друг друга, произнося слова поздравления.

«Неаполитанские вафли» – на эту надпись смотришь, мысленно повторяя фразу Козьмы Пруткова: «…Не верь глазам своим». С полки глядят те самые вафли, что массово выпускались в СССР и продолжают производиться в России. Их даже повелось называть «советскими вафлями».

К Неаполю же они имеют косвенное отношение. Их придумал в 1898 году венский кондитер Йозеф Маннер (1865—1947), основавший в 1890 году «Шоколадную фабрику Йозефа Маннера». Создавая новый сорт вафель, он взял пять тонких вафельных листов, имевших прямоугольную форму. Сложил их стопкой, а в качестве прослойки, скреплявшей листы, использовал крем, приготовленный из какао и фундука – лесного ореха, собранного в окрестности Неаполя. Эта аппетитная сладкая начинка и дала вафлям их название.

В СССР, развивая кондитерское производство, взяли «неаполитанские вафли» за эталон. Их легко было производить в больших количествах и нетрудно транспортировать – они не ломались и не портились, то есть не теряли свой товарный вид. В наших широтах эти многослойные вафли, правда, утратили последние следы «неаполитанского» вкуса. Теперь их выпускали с самыми разными начинками: шоколадной, лимонной, клубничной, ванильной, тахинной (густая паста из молотого кунжутного семени, добавляемая, например, в халву – А.В.) и другими. Они стали просто «вафлями». Но как же иногда хотелось помечтать о чем-то другом – о «вафлях с кремом», например! Мы ведь вспыхиваем, загораемся, когда начинаем мечтать о другом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гитлер. Поход во власть Гитлер. Поход во власть

Человек, создавший Третий рейх, был, несомненно, злым гением

Дилетант
5 книг о сектах, про которые страшно читать 5 книг о сектах, про которые страшно читать

Захватывающие и жуткие романы, которые объясняют психологию всех участников сект

Maxim
До победного начала До победного начала

В своей необыкновенной жизни Уинстон Черчилль покорил три главные вершины

Дилетант
Почему умные люди часто делают глупые ошибки: 4 объяснения Почему умные люди часто делают глупые ошибки: 4 объяснения

Почему мы совершаем смешные ошибки и принимаем абсурдные решения

Psychologies
Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Лови момент Лови момент

Для создания идеального кадра нужна синергия двух элементов: спорта и природы

Men Today
Шпионские игры джентльменов Шпионские игры джентльменов

Британские телевизионщики сняли ещё один сериал про Кима Филби

Дилетант
«Университет — это институт развития, который может стать драйвером территории» | “The University Is a Development Institution That Can Become a Driver for Territorial Development” «Университет — это институт развития, который может стать драйвером территории» | “The University Is a Development Institution That Can Become a Driver for Territorial Development”

В чем потенциал вузов и как университеты берут на себя роль институтов развития

Позитивные изменения
Как компании теряют деньги из-за дискриминации женщин и почему важен отцовский декрет Как компании теряют деньги из-за дискриминации женщин и почему важен отцовский декрет

Как дискриминация мешает развитию компаний

Forbes
Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы» Гайдай сказал ему: «Обещаю, что если буду снимать «12 стульев», роль Воробьянинова получите вы»

Невестка Сергея Филиппова вспоминает о великом актере

Коллекция. Караван историй
Познавательное кино Познавательное кино

Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – сила
Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль» Дурачась навека: история фильма «Монти Пайтон и священный Грааль»

Как появился «Монти Пайтон» и как рождались его шутки

Правила жизни
Я — сноб. Сомелье Светлана Ломсадзе Я — сноб. Сомелье Светлана Ломсадзе

Сомелье Светлана Ломсадзе — про любимые книги, подкасты и музыку

СНОБ
Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя Анализ белков указал на пол 12 человек из древнего некрополя

Биомолекулярные методы позволяют точнее определять пол древних людей

N+1
«Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда»: взгляд философа «Страх или скука покажут, что вы двигаетесь не туда»: взгляд философа

Как избавиться от груза прошлого и взять на себя ответственность за свою жизнь

Psychologies
Селенография Селенография

Что люди знали о Луне до первого полета к спутнику Земли?

Вокруг света
В ритме сердца В ритме сердца

Разговор с профессором МФТИ К. И. Агладзе о том, что такое аритмия

Знание – сила
Расти большой! Расти большой!

Как реагировать на внезапное «мама, у меня болит» от подростка?

Лиза
Общественный и зеленый Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБК
Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать» Андрей Кириленко — Forbes : «Спортивный характер в бизнесе может помешать»

Андрей Кириленко: можно ли российскому баскетболу не бояться изоляции

Forbes
Алхимия жизни, или Главное о видообразовании Алхимия жизни, или Главное о видообразовании

Как образуются новые виды? Это один из центральных вопросов эволюционной теории

Знание – сила
Бангкок. О, это счастливый город! Бангкок. О, это счастливый город!

«Город – вечное сокровище» – это древнее название тайской столицы

Зеркало Мира
Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты Звездный диагноз: как рэпер Рен с болезнью Лайма взорвал британские чарты

Как болезнь Лайма изменила жизнь Рена и сказалась на его творчестве

Forbes
«Мне пришлось рано повзрослеть» «Мне пришлось рано повзрослеть»

Влад Прохоров — о быстром взрослении, знаменитых партнерах и новых проектах

OK!
Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка Безумный ученый против Гитлера: жизнь и борьба Джеффри Пайка

У англичан абсолютное оружие было. И звали его Джеффри Пайк

Правила жизни
Кто украл кефир? История появления кефира в России Кто украл кефир? История появления кефира в России

Как же в России узнали секрет любимого всеми напитка — кефира?

ТехИнсайдер
Валери Зоидова Валери Зоидова

Валери Зоидова — о свободе, отношениях с религией и магии кино

Grazia
Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить Всем знакомо выражение «до свадьбы заживет». Но вы даже не догадываетесь, у кого, а главное что должно было зажить

А вы знаете, что у кого должно было зажить и до чьей свадьбы?

ТехИнсайдер
Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее? Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее?

Об одной идее Михаила Лермонтова

Знание – сила
81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами 81% работающих на удаленке россиян раздражают долгие рабочие созвоны с коллегами

Удаленные работники предпочитают решать рабочие вопросы письменно

Forbes
Открыть в приложении