Когда на работе то и дело вспыхивают скандалы, хочется бросить все и уволиться. Не спеши. Лучше научись правильно вести себя во время конфликтов.

Лиза

Тема недели / Давай помиримся!

Коллеги, не ссорьтесь!

Когда на работе то и дело вспыхивают скандалы, хочется бросить все и уволиться. Не спеши. Лучше научись правильно вести себя во время конфликтов

Утверждение «в споре рождается истина» подходит только для научных баталий. Во всех других спорах и ссорах рождается чаще всего неприязнь, горечь, обида и масса других негативных эмоций. А когда конфликт разгорается в офисе, это может обернуться нервным срывом и потерей работы.

Реагируй правильно

Частой причиной офисных конфликтов становится передел территории – как в прямом так и в переносном смысле. «Твой стол стоит в самом уютном месте? А мне из окна дует!» Или внимание начальства – вспомни, не хвалил ли тебя недавно шеф при всех? Да, ты восприняла это как должное – ведь ты так старалась в последнее время. Но что в этот момент творилось в головах у коллег – тайна за семью печатями.

Еще одной частой причиной конфликтов бывают разные взгляды сотрудников на то, «как должно быть». Как нужно одеваться, если в компании нет дресс-кода. Что можно, а что нельзя говорить и как вообще вести себя на работе и т. д. и т. п. Коллег, которые ссорятся по этим причинам, объединяет желание узаконить в офисе именно свои ценности.

В некоторых организациях водятся эмоциональные агрессоры. Они по каким-то собственным мотивам придираются к сотрудникам, плетут интриги, которые в конечном итоге тоже приводят к конфликтам. И конечно, повышенная «взрывоопасность» наблюдается, когда в компаниях намечаются сокращения – эмоционально неустойчивых сотрудников провоцируют на конфликт, чтобы их было проще уволить. Так что же делать?

Погаси огонь

■ Главное – никогда не реагируй открыто агрессивно. Прямота – хорошее качество, но сейчас она станет спичкой, поднесенной к запалу, и вызовет взрыв долго копившихся негативных эмоций.

■ Четко уясни, что в конфликте всегда участвуют две стороны и, если тебя в чем-то обвиняют, значит, имеют на это основания. Прими тот факт, что не для всех ты «белая и пушистая».

■ Контролируй свои эмоции и, если чувствуешь, что кипишь от злости, сделай несколько глубоких вдохов и выдохов. Это помогает мысленно увидеть происходящее как бы на экране телевизора. Взгляд извне способен резко уменьшить значимость конфликта.

■ Самый действенный способ снизить накал конфликта – реагировать на происходящее с юмором. Нет, это не означает, что нужно смеяться собеседнику в лицо. Попробуй представить его в каком-то комичном положении – например, нарисуй ему в своем воображении слоновьи уши. В общем, отрывайся по полной, но только не озвучивай свои фантазии. Собеседник и так почувствует, что его эмоциональный посыл не достигает адресата. Ты поразишься, как быстро у него иссякнет поток негативных эмоций.

■ Если тебе предъявляют претензии, надо на них ответить. Но лучше взять тайм-аут, для того чтобы не наговорить лишнего самой и дать успокоиться собеседнику. Просто считай до 10 (если понадобится, до 100) и держи паузу. Услышав вопрос: «Что же ты молчишь, сказать нечего?» – спокойно ответь, что не хочешь разговаривать в таком тоне, и физически выйди из конфликтного пространства. Покинь территорию, где происходит диалог, как минимум сделай так, чтобы между тобой и твоим обидчиком было максимально возможное расстояние и количество предметов – столы, стулья, а лучше – стены, дома и улицы.

■ Если чувствуешь, что не справляешься с ситуацией сама, иди к психологу или психотерапевту. И это не признак слабости – ты стремишься изменить отношение к ситуации.

Признай ошибки

Часто ссоры возникают из-за того, что сотрудники не владеют навыками делового общения. Например, ты действительно сделала что-то неправильно, но реакция на это (окрик коллеги) не только побуждает тебя исправить ситуацию, но и вводит в ступор. Лучше всего сделать так: признать, что неправа, а потом, когда твой собеседник успокоится, высказать свое недовольство манерой общения. Бывает, что ты признаешь ошибку, но напоминать о произошедшем не хочется. Тогда твой коллега и дальше будет повышать на тебя голос – и возможно, даже в таких ситуациях, когда ты все сделала правильно.

Не переходи на личности

Конфликты чаще всего основаны на эмоциях. Первоначальная причина конфликта забывается, и вот уже агрессия направлена на тебя как личность, а не на твои ошибки. Как только ты понимаешь, что происходит именно это, немедленно любым способом выходи из диалога, так как это уже не выяснение отношений ради общего блага, а элементарная склока.

Всякий раз, когда тебе не нравится что-то в поведении сослуживца и очень хочется прямо заявить ему об этом, подумай, какой результат ты хочешь получить от общения в действительности? Его помощь, уступку, понимание или тебе просто хочется доказать, что права ты, а не он? Так тебе легче будет найти выход, который устроит обоих.

Освой айкидо

Используй метод психологического айкидо. Начальник говорит о том, что ты разводишь беспорядок на рабочем месте, опаздываешь, не вовремя сдаешь отчет? Налицо типичная конфликтная ситуация. Но ты не оправдывайся, а соглашайся: «Да, на столе беспорядок, не успеваю, и отчеты не сдаю день в день». Как правило, он ждет оправданий, но не согласия с ним. В таком случае повод ругаться с его стороны исчезает, ведь ты с ним полностью согласна. Это и есть айкидо – использование силы противника против него самого, не оказывая активного противодействия. В этой ситуации начальник не будет получать удовольствия от конфликта – ты для него как груша для битья уже неинтересна.

Олеся Фоминых, психотерапевт, гипнолог

Учись переключать внимание

■ Чтобы отвлечься от негатива, переключи внимание на какое-то конкретное действие – поправь волосы, достань что-нибудь из сумочки.

■ Важно осмысливать свои действия: «Мне нужно достать телефон». Это поможет снять напряжение, и ты постепенно остынешь.

Огонь!

Дай выход эмоциям

Письмо гнева

Напиши письмо ненависти. Писать нужно на бумаге, с силой надавливая на карандаш или ручку. Вкладывай в каждое слово всю свою ненависть и гнев. После написания обязательно сожги письмо.

Мой руки после ссоры

Ты, наверное, уже слышала, что негатив можно смыть. После неприятного разговора помой руки. Контакт с водой даст разрядку. Когда чувствуешь, что едва сдерживаешься от того, чтобы не наговорить лишнего, мысленно набери в рот воды.

У зеркала

Лучший способ совладать с гневом – это высказать свои претензии тому, кто тебя разозлил. Но не всегда можно это сделать в реальности. Выход – обратись к обидчику через зеркало. Проиграй ситуацию, которая тебя вывела из себя, и, представив в зеркале того, кто тебя задел, выскажи все, что о нем думаешь.

Во весь голос

Тебя упрекают, а ты молча киваешь, хотя тебе хочется ругаться? Это нормально. Только не делай это при всех. Найди место, где тебя никто не услышит, кричи во все горло.

Фото: DDRockstar/Fotolia.com; Legion-Media (4)

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении