Ателье
Гамбургский счет
9 из 10 концертирующих пианистов считают Steinway королем среди роялей. Чтобы выяснить причины этого единодушия, корреспондент The Rake отправился в Гамбург.
Если быть точными, Steinway & Sons не немецкая марка, а американская – в 1853 году ее создал немецкий эмигрант Генрих Энгельхарт Штайнвег, давший ей свое уже переделанное на американский лад имя. На родине Генрих был краснодеревщиком, а опыты по совершенствованию звучания музыкальных инструментов – это его хобби. Так что первое фортепиано он создал между делом у себя на кухне. В 1836-м его фирма H.Steinweg, Instrumentenmacher уже выпускала 25–30 инструментов в год. Во время революции 1848 года Штайнвеги бежали из Зеезена. В Нью-Йорке Генрих открыл мастерскую по производству и ремонту роялей, а к 1880 году компании Steinway & Sons принадлежало уже 60% рынка.
Сильно ли отличались рояли этой фирмы от других пяти, работавших на Манхэттене? Нет. И Стейнвеи не изобретали современное фортепиано – хотя именно так они позиционировали себя на рынке. Но они умели продавать.
Производство работало отлично, поистине по-немецки, но скачок интереса к инструментам фирмы все же обеспечила продажа в 1850-х концертного рояля Ференцу Листу, который не скрывал своего восторга новым инструментом. И тогда маркетологи стали организаторами гастролей талантливых пианистов, фирма брала на себя расходы, предоставляла исполнителю инструмент и услуги по его перевозке во время гастролей, а выручку от концертов отдавала музыканту. Но – он должен был играть только на Steinway. Получив восторженные оценки от Вагнера, Берлиоза, Сен-Санса, братьев Рубинштейнов и других знаменитых исполнителей, Стейнвеи опубликовали список тех, кто приобрел их рояли. Барон Ротшильд, королева Испании, турецкий султан, английская королева Виктория. Миру стало ясно: если вы культурный человек и у вас есть деньги, рояль Steinway должен быть в вашем доме. На решение же профессионалов при покупке рояля повлиял «список артистов» Steinway & Sons, созданный в начале 1870-х. Было над чем подумать – Антон Рубинштейн, отыграв в 1872–1873 годах по контракту со Steinway & Sons 218 концертов, получил 200 000 золотых франков – сегодня это $16 млн.