Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – силаИстория

Первый премьер императорской России

К 175-летию С. Ю. Витте

Игорь Шумейко

Точно говоря, должность, учрежденная в России 19 октября 1905 года, называлась: Председатель Совета министров. Но первый из занимавших ее, выдающийся российский путеец Сергей Юльевич Витте, практически был премьером еще с 1892 года. Ведь в XIX веке по неписаному правилу на заседаниях Правительства в случае отсутствия Императора председательствовал министр финансов, а Витте перешел на эту должность в 1892‑м с поста Министра путей сообщения. Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды императора Александра III, одного из величайших и до сих пор еще не в полной мере оцененных монархов в истории России.

В очерках, ТВ‑передачах мне довелось рассказывать о графе Витте. Помню доклад на «Никитском клубе» покойного Сергея Петровича Капицы, высоко ценившего Витте, свою отчасти забавную роль в документальном фильме (режиссер Осьминин): за столом ресторана «Петров‑Водкин» я рассказывал о «водочной монополии» – великой реформе, государственном подвиге Сергея Витте, и, увлекшись, захватил тему эксперта-железнодорожника (Транссиб выстроен на «водочные» деньги Витте), потом, виноват, потеснил и дипломата (Портсмутский мир). Единственно, не обидел «эксперта-пиарщика» за отсутствием оного; но то, что Витте проделал в Портсмуте с американской прессой – еще один великий и недооцененный его успех, в PR-сфере.

Портрет С. Ю. Витте. Художник И. Е. Репин. 1903 год

Трудности перевоза. (Жизнь и свершения графа Витте)

Родился Сергей Юльевич в 1849 году. Голландская семья Витте переселилась в Прибалтику еще во времена владычества шведов. Интересна эта историческая перекличка: сам Сергей Юльевич Витте как лучший в своей эпохе администратор Империи «был завещан» царем Александром Третьим своему сыну Николаю, а его предки, получается, были неким образом «отвоеваны» (вместе с Прибалтикой) у шведов царем Петром Первым.

Витте получили потомственное дворянство в 1856 году. Православные. Отец, Юлий Федорович Витте, член совета кавказского наместника, женат на Екатерине Андреевне Фадеевой, дочери саратовского губернатора, сестре писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте – знаменитая основательница Теософского общества Елена Блаватская.

Учился Витте в Первой кишинёвской русской гимназии. Далее – на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса). Окончил его в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье Сергей отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Служил в Управлении Одесской железной дороги.

Витте, «Воспоминания»: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение». Со временем Витте стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли адмирала Н. М. Чихачёва, какового можно причислить к двум важным российским сферам деятельности: военный и путеец. В ведении адмирала Чихачёва находилась и Одесская железная дорога. Этот пример тогдашнего административного подхода не претендует на универсальность, всеобщность, но в то время и в том месте сотрудничество двух талантливых управленцев было весьма успешным. Единственным «пятном» на их послужном списке стала «Тилигульская катастрофа» (1875), крушение поезда близ Одессы со множеством жертв. Вина лежала на работниках, проводивших ремонт на том участке, но и высшее руководство дороги, адмирал Чихачёв и Витте, были преданы суду, приговорены к четырем месяцам тюремного заключения.

Однако общий уровень их компетенции был несомненным, и вскоре начавшаяся русско-турецкая война (1877—1878) дала им шанс отличиться. Адмирал Чихачёв был назначен начальником обороны Черного моря, а Сергей Витте, которому тюремный срок заменили двухнедельной гауптвахтой, стал управляющим железной дорогой и переехал ближе к театру военных действий – в Бухарест. Именно на Одесскую и шире – Юго-Западную железную дорогу легла важнейшая задача: перевозка войск, снабжение боеприпасами, вывоз раненых и заболевших. Первое поощрение: С. Ю. Витте, начальник эксплуатации дороги («начальник движения»), был отмечен за высокоэффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны.

А работа того же одесского периода свидетельствует о Витте – не только железнодорожнике, но и путейце в широком значении слова: были отмечены его усилия по развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879‑м Витте женился на дочери черниговского предводителя дворянства Н. А. Спиридоновой (урожденной Иваненко). В том же году он становится начальником отделения эксплуатации в Правлении Юго-Западных железных дорог, находящемся в Петербурге. Там он сразу же был привлечен к трудам известной тогда железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова. Граф Баранов поручил Витте быть составителем одного из томов «Трудов» его Комиссии: «История и деятельность съездов представителей русских железных дорог».

Книга С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) применялась на практике более ста лет

А другой печатный труд Витте, книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883), имел практическое применение более 100 лет, в том числе в годы СССР. Во втором издании он затронул и политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

Как управляющий «Общества Юго-Западных железных дорог» (1886— 1888) Витте добился значительного роста их эффективности и прибыльности. Реорганизовал тарифы. Его практика выдачи ссуд под хлебные грузы получила потом и всероссийское распространение, содействовав экономическому росту страны.

В 1888‑м при министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, и Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета.

Облигация, выпущенная «Обществом Юго-Западных железных дорог

Знакомство с императором

Сергей Юльевич в присутствии Александра Третьего вступил в спор и отказал царским адъютантам, требовавшим для разгона царского поезда подать два паровоза. Вскоре, после крушения царского поезда в 1888 году (авария в Борках), Александр III вспомнил Витте, убедился не только в правоте, компетентности, но и гражданском мужестве Витте: другой начальник дороги побоялся бы отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Доходы обошли прогноз Доходы обошли прогноз

В 2023 году реальные располагаемые доходы могут вырасти

Эксперт
Летотерапия Летотерапия

Простые летние тренинги, которые помогут достичь гармонии с собой

Лиза
Девочки из хороших семей Девочки из хороших семей

Комиссарши — сотрудницы советских органов безопасности, лишенные жалости

Дилетант
Мой прадед, участник Великой войны Мой прадед, участник Великой войны

История генерал-майора Владимир Астафьев, типичного русского офицера

Знание – сила
«Рано или поздно цивилизация начинает сходить с ума и уничтожает себя. Как мы сейчас» «Рано или поздно цивилизация начинает сходить с ума и уничтожает себя. Как мы сейчас»

Что такое экзопланеты? Как они были открыты? Может ли на них существовать жизнь?

Наука
Люди доплыли до островов Танимбар около 42 тысяч лет назад Люди доплыли до островов Танимбар около 42 тысяч лет назад

Ученые исследовали материалы, обнаруженные в раскопках на островах Танимбар

N+1
Лыжи. Разрез. Девушка Лыжи. Разрез. Девушка

Кузбасс приятно открывать с близкой – интимной – дистанции

2Xplore
Половина пути Половина пути

Каково это — отдыхать с супругой

VOICE
«Дэдпул и Росомаха» снимает проклятие с комиксов и оказывается отличным фильмом. Рецензия MAXIM «Дэдпул и Росомаха» снимает проклятие с комиксов и оказывается отличным фильмом. Рецензия MAXIM

Почему «Дэдпул и Росомаха» — единственный не зашкварный экранный комикс

Maxim
«Мы вместе навсегда»: что такое фьючефейкинг — новый вид манипуляции «Мы вместе навсегда»: что такое фьючефейкинг — новый вид манипуляции

8 признаков того, что партнер фальсифицирует ваше общее будущее

Psychologies
Я — сноб: театральный режиссер Сергей Тонышев Я — сноб: театральный режиссер Сергей Тонышев

Режиссер Сергей Тонышев о любви, страхе быть искренним и Нижнем Новгороде

СНОБ
Истории со вкусом и запахом Истории со вкусом и запахом

Воспоминания детства. Возможно, это именно то, что мы называем ароматом времени

Знание – сила
Хичкоковщина с бесовщинкой Хичкоковщина с бесовщинкой

Каким был мастер саспенса Альфред Хичкок вне съемочной площадки?

P.I.C. Partner In Crime
Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений Ваши цветы в этом очень нуждаются: 4 способа, как аккуратно стряхнуть пыль с комнатных растений

Как правильно вытирать пыль с комнатных растений

ТехИнсайдер
3 способа, которые заставят мужчин слушать женщину 3 способа, которые заставят мужчин слушать женщину

Как быть в ситуации, когда мужчина снисходительно относится к женскому мнению?

Psychologies
В поисках культурного кода В поисках культурного кода

Как у регионов страны сформировался ощутимый запрос на собственный стиль?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Игра до раздевания Игра до раздевания

Как выявить хорошего любовника без разведки боем

VOICE
«Найти идею и правильно ее упаковать». Эксперты — о развитии туризма в России «Найти идею и правильно ее упаковать». Эксперты — о развитии туризма в России

Эксперты — о создании эффективного туристического продукта

СНОБ
Жить будут Жить будут

Как восстановить поврежденные в отпуске волосы – рассказывает эксперт

Лиза
Почему вздувается аккумулятор смартфона: 6 главных факторов, которые убивают гаджет Почему вздувается аккумулятор смартфона: 6 главных факторов, которые убивают гаджет

Разбухание аккумулятора — довольно пугающее зрелище. Что к нему приводит?

ТехИнсайдер
Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить Один на один с собой: почему топ-менеджерам не хватает общения и как это исправить

65% опрошенных беспокоят вопросы выстраивания стратегии и партнерской работы

Inc.
Тоннель в складчину Тоннель в складчину

Можно ли привлечь угольщиков к софинансированию модернизации Восточного полигона

Монокль
Все побежали и я побежал Все побежали и я побежал

Почему марафоны и тренинги только уводят дальше от цели

VOICE
Стоп! Снято! Стоп! Снято!

Как снимать бурых медведей, чтобы остаться в живых

2Xplore
Как продать подержанную мебель: 5 правил, которые помогут заработать на расхламлении Как продать подержанную мебель: 5 правил, которые помогут заработать на расхламлении

Правила, которые помогут продать диван или комод с максимальной выгодой

VOICE
Дмитрий Кюлленен Дмитрий Кюлленен

Дмитрий Кюлленен — ресторатор, который создает неопанк-вайбы

Собака.ru
Не держит ручник: причины, и что делать, если не работает ручной тормоз Не держит ручник: причины, и что делать, если не работает ручной тормоз

Все о ручнике: почему не работает и как отрегулировать своими руками

РБК
«Академикам-медикам не нашлось места в зале общего собрания» «Академикам-медикам не нашлось места в зале общего собрания»

Исполнилось 80 лет со дня основания медицинской академии наук СССР

Наука
Почему в смарт-часах нельзя купаться в море Почему в смарт-часах нельзя купаться в море

Что означает сертифицированная защита от воды у смарт-часов?

CHIP
Поиск баланса Поиск баланса

Как в текущих условиях решать задачи обеспечения технологического суверенитета

Деньги
Открыть в приложении