Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды Александра III

Знание – силаИстория

Первый премьер императорской России

К 175-летию С. Ю. Витте

Игорь Шумейко

Точно говоря, должность, учрежденная в России 19 октября 1905 года, называлась: Председатель Совета министров. Но первый из занимавших ее, выдающийся российский путеец Сергей Юльевич Витте, практически был премьером еще с 1892 года. Ведь в XIX веке по неписаному правилу на заседаниях Правительства в случае отсутствия Императора председательствовал министр финансов, а Витте перешел на эту должность в 1892‑м с поста Министра путей сообщения. Железнодорожник, путеец, лидер и главный «мотор» команды императора Александра III, одного из величайших и до сих пор еще не в полной мере оцененных монархов в истории России.

В очерках, ТВ‑передачах мне довелось рассказывать о графе Витте. Помню доклад на «Никитском клубе» покойного Сергея Петровича Капицы, высоко ценившего Витте, свою отчасти забавную роль в документальном фильме (режиссер Осьминин): за столом ресторана «Петров‑Водкин» я рассказывал о «водочной монополии» – великой реформе, государственном подвиге Сергея Витте, и, увлекшись, захватил тему эксперта-железнодорожника (Транссиб выстроен на «водочные» деньги Витте), потом, виноват, потеснил и дипломата (Портсмутский мир). Единственно, не обидел «эксперта-пиарщика» за отсутствием оного; но то, что Витте проделал в Портсмуте с американской прессой – еще один великий и недооцененный его успех, в PR-сфере.

Портрет С. Ю. Витте. Художник И. Е. Репин. 1903 год

Трудности перевоза. (Жизнь и свершения графа Витте)

Родился Сергей Юльевич в 1849 году. Голландская семья Витте переселилась в Прибалтику еще во времена владычества шведов. Интересна эта историческая перекличка: сам Сергей Юльевич Витте как лучший в своей эпохе администратор Империи «был завещан» царем Александром Третьим своему сыну Николаю, а его предки, получается, были неким образом «отвоеваны» (вместе с Прибалтикой) у шведов царем Петром Первым.

Витте получили потомственное дворянство в 1856 году. Православные. Отец, Юлий Федорович Витте, член совета кавказского наместника, женат на Екатерине Андреевне Фадеевой, дочери саратовского губернатора, сестре писателя, генерал-майора Р. А. Фадеева. Двоюродная сестра Витте – знаменитая основательница Теософского общества Елена Блаватская.

Учился Витте в Первой кишинёвской русской гимназии. Далее – на физико-математическом факультете Новороссийского университета (Одесса). Окончил его в 1870 году со степенью кандидата физико-математических наук. Из-за денежных трудностей в семье Сергей отказался от научной карьеры и поступил на работу в канцелярию одесского губернатора. Служил в Управлении Одесской железной дороги.

Витте, «Воспоминания»: «Так, я сидел в кассах станционных, грузовых и билетных, затем изучал должности помощника начальника станции и начальника станции, потом контролера и ревизора движения; затем занимал должности на различных станциях, где преимущественно было грузовое движение, и на станциях, где было преимущественно пассажирское движение». Со временем Витте стал ближайшим сотрудником директора Русского общества пароходства и торговли адмирала Н. М. Чихачёва, какового можно причислить к двум важным российским сферам деятельности: военный и путеец. В ведении адмирала Чихачёва находилась и Одесская железная дорога. Этот пример тогдашнего административного подхода не претендует на универсальность, всеобщность, но в то время и в том месте сотрудничество двух талантливых управленцев было весьма успешным. Единственным «пятном» на их послужном списке стала «Тилигульская катастрофа» (1875), крушение поезда близ Одессы со множеством жертв. Вина лежала на работниках, проводивших ремонт на том участке, но и высшее руководство дороги, адмирал Чихачёв и Витте, были преданы суду, приговорены к четырем месяцам тюремного заключения.

Однако общий уровень их компетенции был несомненным, и вскоре начавшаяся русско-турецкая война (1877—1878) дала им шанс отличиться. Адмирал Чихачёв был назначен начальником обороны Черного моря, а Сергей Витте, которому тюремный срок заменили двухнедельной гауптвахтой, стал управляющим железной дорогой и переехал ближе к театру военных действий – в Бухарест. Именно на Одесскую и шире – Юго-Западную железную дорогу легла важнейшая задача: перевозка войск, снабжение боеприпасами, вывоз раненых и заболевших. Первое поощрение: С. Ю. Витте, начальник эксплуатации дороги («начальник движения»), был отмечен за высокоэффективную организацию перевозки русских войск во время русско-турецкой войны.

А работа того же одесского периода свидетельствует о Витте – не только железнодорожнике, но и путейце в широком значении слова: были отмечены его усилия по развитию и техническому оснащению Одесского порта.

В 1879‑м Витте женился на дочери черниговского предводителя дворянства Н. А. Спиридоновой (урожденной Иваненко). В том же году он становится начальником отделения эксплуатации в Правлении Юго-Западных железных дорог, находящемся в Петербурге. Там он сразу же был привлечен к трудам известной тогда железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова. Граф Баранов поручил Витте быть составителем одного из томов «Трудов» его Комиссии: «История и деятельность съездов представителей русских железных дорог».

Книга С.Ю. Витте «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883) применялась на практике более ста лет

А другой печатный труд Витте, книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1883), имел практическое применение более 100 лет, в том числе в годы СССР. Во втором издании он затронул и политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

Как управляющий «Общества Юго-Западных железных дорог» (1886— 1888) Витте добился значительного роста их эффективности и прибыльности. Реорганизовал тарифы. Его практика выдачи ссуд под хлебные грузы получила потом и всероссийское распространение, содействовав экономическому росту страны.

В 1888‑м при министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, и Витте был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета.

Облигация, выпущенная «Обществом Юго-Западных железных дорог

Знакомство с императором

Сергей Юльевич в присутствии Александра Третьего вступил в спор и отказал царским адъютантам, требовавшим для разгона царского поезда подать два паровоза. Вскоре, после крушения царского поезда в 1888 году (авария в Борках), Александр III вспомнил Витте, убедился не только в правоте, компетентности, но и гражданском мужестве Витте: другой начальник дороги побоялся бы отказать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Гравитация – это притяжение или отталкивание? Гравитация – это притяжение или отталкивание?

Казалось бы, науке уже известно, что гравитация – это притяжение...

Зеркало Мира
По следам золотодобытчиков По следам золотодобытчиков

Как добывается золото в наши дни?

2Xplore
Хозяйка острова Ро Хозяйка острова Ро

При жизни эта женщина была символом свободы, сопротивления и греческой нации

Дилетант
История в лицах История в лицах

Михаилу Тройнику отлично удается играть как простого парня, так и аристократа

OK!
Зерна циркона помогли определить возраст мощного удара по молодой Луне Зерна циркона помогли определить возраст мощного удара по молодой Луне

Планетологи с большой точностью датировали крупное импактное событие на Луне

N+1
Ёжики в томатном соусе Ёжики в томатном соусе

Если вы думали, что ёжики – это не от хорошей жизни, смеем вас в этом разуверить

КАНТРИ Русская азбука
Недетская анимация: какие реальные психические процессы показаны в мультфильме «Головоломка-2» Недетская анимация: какие реальные психические процессы показаны в мультфильме «Головоломка-2»

Какие научные доводы легли в основу «Головоломки-2»?

ТехИнсайдер
10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему 10 методов, которыми нас воспитывали: от худшего к лучшему

Классификация методов воспитания: от наименее к наиболее эффективным

Psychologies
Публицистический запрос на безжалостность Публицистический запрос на безжалостность

Как памятник литературы сформулировал кодекс поведения главы государства

Weekend
Душа обязана убиться Душа обязана убиться

«Собиратель душ»: Николас Кейдж в главном хорроре года

Weekend
Руины поэзии Руины поэзии

Петр Белый: гражданственный формализм

Weekend
Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти Спектакль на костях: самые известные случаи фальсификации собственной смерти

Истории героев, которые попытались инсценировать собственные смерти

ТехИнсайдер
Анна на кастинге Анна на кастинге

«Тайны Карениной»: документальный сериал о киногеничности романа Льва

Weekend
В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики В АКРА оценили длительность перегрева российской экономики

Перегрев экономики в России может пойти на спад уже в ближайшие месяцы

Forbes
Предатели Предатели

В истории каждого народа есть не только свои герои, но и антигерои

Дилетант
Спасибо, нет! Спасибо, нет!

Отказываем в неудобных просьбах без чувства вины

Лиза
«Ты альтушка или хиппи?» Путеводитель по новым (старым) субкультурам «Ты альтушка или хиппи?» Путеводитель по новым (старым) субкультурам

Чем живут и о чем мечтают представители современных субкультур

Правила жизни
В своих стенах В своих стенах

Советы, чтобы сэкономить при выборе обоев

Лиза
Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024 Как погибли и воскресли реки Европы – и при чем здесь Олимпийские игры 2024

Какой вода была раньше в Сене и других реках Европы

ТехИнсайдер
Национальный интерес к АПК Национальный интерес к АПК

Какие агрокомпании перешли под управление Росимущества за последнее время

Агроинвестор
Война номеров Война номеров

«Империя»: Брюно Дюмон о битве Зла с Добром

Weekend
Голь на выдумки хитра (часть 2) Голь на выдумки хитра (часть 2)

Как советские женщины проявляли смекалку в погоне за красотой и модой

Лиза
Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию Виола Ардона: «Олива Денаро» — роман о смелости, стремлении к справедливости и равноправию

Отрывок из романа о женщинах 1960-х, которым было тесно в рамках общества

СНОБ
Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут» Ольга Сутулова: «Если ждать популярности и гонораров, они никогда не придут»

Ольга Сутулова — о том, почему не хочет власти на площадке

VOICE
10 цитат, которые помогут поддержать себя в сложные периоды жизни 10 цитат, которые помогут поддержать себя в сложные периоды жизни

Высказывания, которые помогут сохранить внутренние опоры

Psychologies
Почему женщины убивают Почему женщины убивают

«Одержимая»: хоррор-драма про ужасы дремучего патриархата

Weekend
Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация Социализация и саморазвитие: почему для людей, переживших рак, так важна реабилитация

Как в России устроена реабилитация онкопациентов?

Forbes
12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом 12 фраз, которые используют люди с высоким эмоциональным интеллектом

Можно ли сказать, что у вас развит эмоциональный интеллект? Давайте проверим

Psychologies
«Способность совершать зло не есть могущество» «Способность совершать зло не есть могущество»

Как была написана одна из главных книг в истории европейской мысли и о чем она

Weekend
Платина обошла палладий Платина обошла палладий

Что происходит с ценами благородных металлов

Деньги
Открыть в приложении