Отложенное убийство: ИИ погубит поисковики, но не в этом году

На рынке интернет-поиска готовятся тектонические сдвиги — технологии искусственного интеллекта покушаются на бизнес привычных поисковых сервисов. Пока новыми возможностями пользуются лишь «ранние птички» — клиенты, проявляющие особый интерес к инновациям. Рынок полностью изменится, когда к ним присоединится основная масса пользователей. У владельцев сайтов есть несколько лет, чтобы успеть подготовиться, считает профессор факультета креативных индустрий Высшей школы экономики, сооснователь Arteus LLM Роман Нестер.
— Когда нейросети проникли на рынок интернет-поиска?
— Ответ зависит от того, что мы называем нейросетями. Методы машинного обучения использовались и 10 лет назад. В поиске изначально учитывалась только релевантность, а с 2009 года поисковые движки стали учитывать, как себя люди ведут, приходя на сайт. И это стало очень важным фактором.
Следующий этап развития — так называемые сниппеты — коротенькие варианты ответов, которые видит пользователь, их можно заранее закодировать на сайте. Они появились еще в 2014-2015 годах в Google и в «Яндексе», и этот Zero-click-поиск (Сервис, который не требует от пользователя переходить для получения ответа на сайт, поскольку ответ содержится в выдаче поисковика. — Forbes) был первым ударом по экономике сайтов. Владельцы сайтов ругались, поскольку у них забирали контент и к ним не направляли трафик. Поисковики возражали, что все будет хорошо, и что такой подход только увеличивает точность ответов.
— Кто из них был ближе к истине?
— Истина состояла в том, что тогда CTR упал примерно на 20%. То есть поисковики бесплатно забирали контент и люди стали меньше переходить на сайты. Но поисковики, надо признать, в тот период все равно продолжали направлять большие объемы трафика на сайты. Так продолжалось до 2023 года.
— Что изменилось в 2023 году?
— Microsoft в добавил в поисковый сервис Bing чат GPT. Там появилось диалоговое окно — поиск стал чатом. Потом появился движок Perplexity, у которого не было даже своей нейросети, но он был продуктом, четко заточенным только на поиск. А в 2025 году в Google в поисковой строке появилась кнопка «Поиск с помощью ИИ». Chat GPT, который изначально не был поисковым сервисом, добавил к себе функции коммерческого поиска.
Таковы основные этапы этой драмы.
— А каковы финансовые параметры драмы?
— Рынок рекламы — самый большой сегмент в цифровой экономике, он больше в 100 раз, чем рынки медиа, гейминга, музыкального контента. По прогнозам медиакомпании GroupM в 2027 году он составит триллион долларов. И в этом триллионе долларов больше половины — примерно 60% — поисковые деньги. Поиск — это самый эффективный для любого рекламодателя канал получения покупателей. Поэтому контроль поиска — фундаментальный вопрос цифровой экономики.
— Как нейросети учитывают клиентский опыт?
— Классический поисковик учитывает, на каких сайтах вы были до этого, залогинены вы или нет, что вы искали раньше, на что вы кликали. То есть поисковая строка у меня и у вас будет разная.
В нейросетях все иначе. Они действуют в разных средах — у пользователя может быть и приложение, и десктопная версия. Юзер может использовать сервис, не залогинившись. Нейросети практически не собирают данные о человеке — что он искал раньше, что предпочитает. Таких параметров как предпочтение в нейросетях сейчас нет. В разных сетях разные подходы. Спросите нейросеть, которую вы используете: «Что ты знаешь обо мне?». Или посмотрите в настройках, сколько диалогов она хранит в памяти.
В каждом новом диалоге нейросети воспринимают пользователя «с нуля». Но, видимо, этот подход изменится и первый сигнал уже прозвучал — нейросеть Perplexity в феврале 2025 года заявила, что будет делать собственный браузер Comet. А браузер учитывает клиентский опыт.
— Какие изменения в связи с этим в поисковой оптимизации, вы ожидаете в обозримом будущем?
— Большинство пользователей пока не используют нейросети для поиска, но в перспективе ситуация изменится. Я отношу себя к Early Adopters («Ранние птички» — пользователи, которые первыми начинают использовать инновации. — Forbes) и уже порядка 30% своих коммерческих решений принимаю с помощью нейросетей. Навожу камеру фотоаппарата на полки товаров в супермаркете и задаю сети вопрос: «Что лучше подойдет для моих целей?». Сеть даем один ответ, без вариаций — советует конкретный товар. Такой подход меняет положение дел и на рынке поисковой оптимизации, и на рынке платного трафика, и на рынке мерчендайзинга.
— Каковы «масштабы бедствия»? Вы можете оценить риски для владельцев сайтов?
— Они пропорциональны доле поискового трафика, который есть у сайта. Если доля составляет 60%, то это и есть масштаб риска: эти 60% могут непредсказуемо уйти от вас к неведомым конкурентам, которые не потратили ни копейки на поисковую оптимизацию.