Артериальное движение
Зимние дороги и люди, которые по ним едут

Документальный фильм «Зимник» режиссера Юрия Дорохина вошел в этом году в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля и завоевал три награды: специальное упоминание жюри конкурса документального кино, премию Netpac Award – специальное упоминание «За российский эпос повседневности и сибирский характер», а также приз Международной федерации киноклубов «Колючий взгляд». Это фильм о зимних дорогах, которых в Сибири вообще и в Иркутской области в частности очень много. Но это фильм и о людях, которые не просто ездят по этим дорогам, но и везут по ним жизненно необходимые грузы. Как прошли съемки «Зимника», Юрий Дорохин и рассказал «Автопилоту».

В детстве я с родителями жил на Чукотке за полярным кругом – папа был летчиком. И тогда слово «зимник» звучало для меня как «елочные игрушки», «конфеты», «велосипед». Все снабжение держалось на зимнике. В магазине были замороженные яблоки, потому что их везли по зимнику. Мы бросали их в холодную воду, чтобы они «отошли».
Зимники – это как бы артерии нашей страны, той громадной территории, которая простирается за Уралом. Сюда раньше шли поезда, на которых было на самом деле написано «Петербург – Сибирь». Безадресно и адресно одновременно. Потому что это невероятно громадная территория. И ты, когда летишь над ней на небольших самолетах – Ан-24, скажем, – ты осознаешь всю ее необъятность. И при всей своей громадности и незаселенности она играет решающую роль для страны.
В этих местах фраза «Движение – это жизнь» имеет стопроцентное соответствие реальности. Потому что жизнь городков и вахтовых поселков зависит от того, доедут ли до них зимой машины с жизненно необходимым грузом.
В рамках другого проекта мы снимали перевозку по зимнику буровой установки. И сразу стало очевидно, что эта тема очень интересная. Тогда же стало понятно, что одним из главных героев станет Сергей Петрович Мерзляков. Он – начальник каравана большегрузов. Водители зовут его просто Петрович.
Все, что касалось техники, нас, безусловно, интересовало. Как при минус пятидесяти эти машины двигаются вообще? Как вращаются эти колеса? Как взаимодействуют люди и техника? Когда машины застревают, они вытаскивают друг друга. В некоторые экспедиции они даже везут с собой бульдозер, чтобы тот затаскивал фуры в гору по укатанной скользкой поверхности. Герои в фильме рассказывают, что, когда у них сломалась рессора, они трое суток жили на дороге в машинах и ждали, когда им привезут запчасть.