Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техникаHi-Tech

Испанские авианосцы на мировом рынке

Юрий Каторин

Верфи фирмы «Navantia» в Ферроле

Опыт эксплуатации первого авианосца испанской постройки «Принц Астурийский» (введен в эксплуатацию в 1988 г.) помог определиться с основными требованиями к проектируемому второму универсальному авианесущему кораблю: наличие сплошной полетной палубы с трамплином 12°; возможность базирования самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП); возможность базирования вертолетов; ангар для авиационной техники под полетной палубой; возможность управления воздушными операциями; наличие доковой камеры; способность высадки десанта на необорудованное побережье; десантовместимость: 900 морских пехотинцев, восемь ДВК, 10–15 вертолетов; выполнение функций командного пункта соединений разнородных сил ВМС. Корабль, который получил в честь испанского монарха название «Хуан Карлос I», был заложен на верфи фирмы «Navantia» в Ферроле в мае 2005 года, 10 марта 2008 года его спустили на воду, а официально зачислили в состав ВМС Испании 30 сентября 2010 года под номером L61. В качестве пункта базирования была определена военно-морская база Рота (г. Кадис).

Испанский авианосец «Хуан Карлос I»

Водоизмещение – 27079 т, длина – 230,8 м, ширина – 32,0 м, осадка – 6,9 м, дизель-электрическая двигательная установка мощностью 30 тыс. л.с., скорость хода – 21 уз., дальность плавания – 9 тыс. миль (15 уз.), экипаж – 243 чел. + 172 чел. авиагруппа, на вооружении до 30 летательных аппаратов. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 × 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В. В авианосной конфигурации на корабле может базироваться авиагруппа в составе 30 вертолетов NH-90, или 19 штурмовиков AV-8 «Харриер», или 12 NH-90 и 11 AV-8 «Харриер». Вооружен корабль откровенно слабо: по данным из открытых источников, одна пусковая установка для ракет ESSM и четыре зенитные 20-мм пушки «Эрликон» CIWS.

УДК «Хуан Карлос I» имеет однокорпусную архитектуру с полетной палубой и доковой камерой для высадочных средств. Корабль изготовлен по модульному принципу из 122 сборочных секций испанского производства. Он имеет сквозную полетную палубу с взлетным трамплином с левой ее стороны и надстройкой-островом – с правой. Таким образом, «Хуан Карлос» был специально разработан для работы авиации короткого взлета и посадки. Он имеет 8 мест для размещения самолетов AV-8B «Харриер» (или F-35В) и 4 – для средних вертолетов CH-47 «Чинук», также на нем предусмотрено одно место для базирования V-22 «Osprey». Полетная палуба (202,3 × 32 м, площадь – 4 750 м²) в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП. Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба приспособлена как для полноценного обеспечения полетов самолетов «Harrier II» и F-35В, так и для использования вертолетов. В носовой части «Хуан Карлос I» смонтирован позаимствованный у «корабля контроля моря» трамплин для облегчения взлета самолетов.

Схема общего расположения «Хуан Карлос I»

Под верхней палубой расположены еще три – две грузовые и одна жилая. Двухуровневый многофункциональный ангар/гараж имеет площадь 6 тыс. м² и вмещает до 6 тыс. т груза и техники. Для повышения комфортности проживания экипажа корабля жилую палубу разместили не под полетной, как это принято на авианосцах, а под ангаром. На жилой палубе располагаются одно, двух-, четырех-, девяти- и 18-местные кубрики, кухня, столовые и больничный комплекс. Экипаж корабля состоит из 900 человек. Характеристики УДК позволяют задействовать также ангарные и гаражные помещения для размещения десантных подразделений. Десант – 925 чел., включая группу береговой разведки (23 бойца).

На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В ангаре, смежном с верхней грузовой палубой, размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо 8 тяжелых CH-47 «Chinook», либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B «Harrier II» или F-35B. Док с кормовыми воротами шириной 16,8 м вмещает 4 десантные баржи LCM-1E и 4 надувных десантных катера или 1 катер на воздушной подушке LCAC и плавающие бронетранспортеры. На самом нижнем уровне располагаются устройства и механизмы ГЭУ и кладовые.

«Хуан Карлос» и «Принц Астурийский» на маневрах

Для перемещения техники и грузов между палубами на УДК предусмотрены лифты, подъемники и краны. Доставка техники на полетную палубу выполняется при помощи двух лифтов-подъемников (грузоподъемностью по 27 т), один из которых расположен в центре кормовой части, а другой – справа, перед островной надстройкой. Перемещение грузов на грузовых палубах осуществляется двумя мостовыми кранами (грузоподъемностью по 16 т). Кроме того, имеется грузовая стрела либо кран-балка, лифты и подъемники для боезапаса и провизии, медицинский и пассажирский лифты, а также аппарели.

Энергетическая установка – электродизель-газотурбинная. Газовая турбина и два дизеля, по сути дела, являются электростанциями, питающими все системы корабля. В том числе они дают ток электродвигателям, размещенным в винторулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистрале». Максимальная дальность хода корабля – 9000 миль при скорости 15 узлов. На «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т.д. То есть он может выполнять и гуманитарные миссии.

Высадка десантных барж из док-камеры «Хуана Карлоса I»

По планам ВМС Испании «Хуан Карлос I» стал альтернативной авиационной платформой авианосцу «Принц Астурийский» и заменил десантные корабли «Herman Cortes» и «Pizarro», ибо имеет намного лучшие амфибийные возможности. Единственный вопрос: до сих пор не сформулировано внятной концепции применения подобных кораблей. В крупных десантных операциях, подобных вторжению в Ирак, роль УДК с его 46 танками изчезаемо мала. Палубное авиакрыло «легкого авианосца-вертолетоносца», состоящее из 20–30 «вертикалок» и вертолетов, в десятки раз отстает по возможностям от авиакрыла классического атомного авианосца. При этом сам ударный авианосец не является определяющей силой в локальном конфликте: во время операции «Буря в пустыне», шесть АУГ выполнили суммарно всего 17% боевых вылетов, остальную работу сделала авиация наземного базирования – более тысячи ударных самолетов! С точки зрения морского боя перспективы десантного вертолетоносца-дока еще более сомнительны: тихоходный (скорость 18–20 уз.) корабль, лишенный серьезного оборонительного вооружения и бронирования предназначен только для доставки экспедиционных сил в требуемый район Мирового океана. В общем, вопросов больше, чем ответов. Тем не менее класс универсальных десантных кораблей продолжает развиваться во многих странах мира.

Авианосец «Хуан Карлос I» с авиационной группой на борту

«Juan Carlos I» по многим параметрам превосходит хваленый французский «Mistral». Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа «Canberra». Министерство обороны Австралии после долгих переговоров с французской компанией «Armaris» (совместное предприятие DCNS и «Thales») отказалось от постройки УДК на основе «Mistral». В июне 2007 года оно объявило о том, что контракт получила австралийская компания «Tenix Defense» (c 2008 году BAE Systems Australia). К 2013 году она совместно с «Navantia» обязалась построить 2 универсальных десантных корабля «Canberra» и «Adelaide», используя проект «Juan Carlos I». При этом корпуса обоих кораблей строят в Испании, а достраивают в Австралии. Стоимость контракта – $3 млрд.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Профессор Эйнштейн. Распространённые ошибки его биографов Профессор Эйнштейн. Распространённые ошибки его биографов

Рассказывать о жизни Эйнштейна часто берутся люди, слабо знакомые с предметом

Наука и жизнь
Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства Бизнесмены со школьной скамьи: предприниматели вспоминают истории из детства

Уже со школы наши герои показывали смекалку и предпринимательские способности

Inc.
Полетели Полетели

Инновационный центр «Бирюч» представил новый проект беспилотного аэротакси

Популярная механика
Эдуард Захрабеков Эдуард Захрабеков

Как Эдуард Захрабеков запустил самое большое в стране производство эндопротезов

Собака.ru
ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами ИИ на страже безопасности: смогут ли нейросети бороться с хакерами

Кто победит в этой схватке алгоритмов — защитники или взломщики?

ТехИнсайдер
Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство Сергей Кравцов: Мы сформировали единое образовательное пространство

Как Министерство просвещения собирается решать дефицит учителей?

Ведомости
Лето твоей любви Лето твоей любви

Простые приемы, которые помогут тебе стать счастливой женщиной

Лиза
5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно 5 фраз, которые мгновенно выдают неуверенного в себе человека — и как научиться звучать уверенно

Каких именно слов и выражений стоит избегать, чтобы речь звучала тверже

VOICE
Раскрыть денежный потенциал Раскрыть денежный потенциал

Алексей Ситников – о том, как психология денег влияет на их количество

Psychologies
Следствие ведут неудачники Следствие ведут неудачники

«Отдел нераскрытых дел» — сканди-нуар на шотландской почве

Weekend
Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ Три страницы ненаписанной летописи: как виноделы боролись за вино в годы ВОВ

Проверку на соответствие системе ценностей вино прошло в годы ВОВ

Forbes
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Команда BIOCAD Команда BIOCAD

Они создают в Петербурге лекарства против сверхопасных ошибок иммунной системы

Собака.ru
Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении Доказано: физическая активность на свежем воздухе полезнее, чем в помещении

Как свежий воздух усиливает эффект от физической активности

ТехИнсайдер
Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось Недобрососедские отношения: как зумеры обесценили мечту миллениалов и что из этого получилось

Почему зумерам и миллениалами так сложно взаимодействовать друг с другом?

Правила жизни
«Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты «Эффект кислого винограда»: как неудачи и страх провала мешают нам исполнять мечты

Почему мы бессознательно обесцениваем то, что раньше вдохновляло?

Forbes
Очень страшное кино Очень страшное кино

Мифы об уходе за кожей: что правда, а что – просто запугивание?

Лиза
Курс на адаптацию Курс на адаптацию

Как в России развивают адаптивный спорт для людей с особенностями здоровья

Ведомости
Всегда время фото и десертов Всегда время фото и десертов

Бизнес-хроника старейших предприятий Санкт-Петербурга

Weekend
Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются? Мультипекарь, сендвичница, электрогриль — чем они отличаются?

Какой гаджет выбрать, если хочется бутерброд с сыром, омлет или сэндвич?

CHIP
«Гипотеза белых дыр» «Гипотеза белых дыр»

Почему снаружи белая дыра не отличается от черной

N+1
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Гибридный интеллект Гибридный интеллект

Как ИИ меняет социологию и сближает количественный и качественный подход

Ведомости
Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг Пища для глаз: что такое визуальный голод и как фотографии еды воздействуют на мозг

Как наш мозг реагирует на виртуальное питание

Forbes
Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков Больше заботы, меньше риска: почему родители все чаще хотят девочек, а не мальчиков

Что может стоять за желанием родителей завести девочку, а не мальчика?

Forbes
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья Ежи от болезней и средневековый фастфуд: странные пищевые привычки времен Средневековья

Страдающие ежи и Средневековье: что ели люди в эпоху рыцарей?

ТехИнсайдер
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Малыми силами Малыми силами

Автомобильная экзотика: Urban Hopper Twin и Mini Pickup Twin Kipper

Автопилот
Семейный портрет Семейный портрет

Эксклюзивные кадры и интервью Анны Хилькевич и Артура Мартиросяна — для ОK!

OK!
Открыть в приложении