Освобождение и эксплуатация: как менялось отношение к обнаженному телу в кино
Нагота на экране существует столько же, сколько само кино, и не всегда у нее сексуальный подтекст. Forbes Woman вспоминает, как менялось восприятие женского обнаженного тела, и разбирается, почему откровенные сцены могут быть для актрис как освобождающим, так и травмирующим опытом
Первые фильмы
Кино, как и любое другое визуальное искусство, с самого начала своего существования интересовалось обнаженным телом. Пионеры кинематографа, вдоволь наснимав поезда, обратились к голым людям. Жорж Мельес, один из первых кинорежиссеров, известный фантастическим фильмом «Путешествие на Луну» (1902), еще в 1897 году снял фильм «После бала» (Après le bal). В нем актриса Жанна д’Альси (впоследствии она станет женой Мельеса) раздевается на камеру, но показана лишь со спины.
В 1915 году вышел фильм «Вдохновение» (Inspiration), в котором Одри Мэнсон позировала в образе древнегреческой статуи, занимая статичные позы. Цензоры не решились запретить этот фильм — он был сделан в стиле классического искусства, а значит, вместе с фильмом пришлось бы запрещать и живописные полотна, изображающие обнаженную натуру.
Кадры голого тела постепенно перекочевали в мейнстримное нарративное кино. Например, в фильм Дэвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» (Intolerance, 1916) — 3,5-часовую эпопею, ставшую классикой немого кинематографа. Одна из сюжетных линий этой картины затрагивает времена древнего Вавилона, где девушки, прикрытые лишь тонкими прозрачными тканями, танцуют и предаются удовольствиям.
Кинематограф раннего Голливуда не стеснялся показывать ни голое женское тело, ни сцены откровенного характера, особенно когда сюжет касался древних времен. Другой пример такого рода — «Знак креста» (The Sign of The Cross, 1932), фильм Сесилла Де Милля, повествующий об эпохе правления императора Нерона.
От кодекса до рейтинговой системы
Все изменилось в 1930 году, когда после череды сексуальных скандалов в Голливуде Американская ассоциация кинокомпаний пригласила Уильяма Хариссона Хейса, политика-христианина, для составления нового этического кодекса. Согласно ему, все фильмы должны были придерживаться свода правил, которые запрещали любое изображение наготы и секса (а также межрасовых отношений, излишней жестокости и т.д.).
Хотя фильмы, которые не соответствовали кодексу, не попадали в прокат в кинотеатрах Ассоциации, снимать их не запрещалось. Поэтому параллельно с цензурно выверенным кино существовали «голые» фильмы, или, по-английски, nudies, которые шли в специализированных кинотеатрах. Эти картины запечатлевали хронику с нудистских пляжей, сцены купания в бассейне или игры в волейбол. Среди них были как фильмы ужасов, в которых голые женщины убегали от монстров, так и комические — nudies cuties. Поснимать в этом жанре успел даже Фрэнсис Форд Коппола, а одним из самых известных режиссеров nudies cuties была Дорис Вишман.
Тем временем студии постепенно начали отходить от Кодекса Хейса. Сложно сказать, какой фильм в итоге забил последний гвоздь в гроб цензуры — скабрезный «В джазе только девушки» (1959) Билли Уайлдера, демонстрирующий сексуальные девиации «Психо» (1960) Альфреда Хичкока или жестокий «Бонни и Клайд» (1967) Артура Пенна. В 1968 году Кодекс был полностью отменен, и Голливуд перешел на рейтинговую систему. Она разделяет фильмы на категории по уровню жестокости или откровенности, выставляя соответствующее возрастное ограничение.