Нет маленьких ролей! Маленькая роль у тебя в голове

Караван историйЗнаменитости

Яна Сексте: «Скажу честно, я была потрясена, когда стала читать отзывы на фильм»

Беседовала Анжелика Пахомова

Название

«Когда Владимир Львович предложил мне преподавать в Школе Табакова, сначала отказалась. Объяснила: «Потому что каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. Как я могу кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет».

— Яна, позвольте начать разговор с «Волшебника Изумрудного города», поскольку первого января состоится премьера в кино. У вас там необычная работа. Почему заинтересовались этим предложением?

— Во-первых, это режиссер Игорь Волошин, мы с ним уже работали. Умный, подробный, талантливый, интеллигентный, азартный человек, с которым всегда интересно пересечься. А второе, с «Волшебником Изумрудного города» у меня связаны хорошие воспоминания, ведь это одна из первых моих ролей на профессиональной сцене. Когда мне было 14 лет и я занималась в театральной студии при Рижском молодежном театре, им для спектакля понадобилась актриса на роль Тотошки. Поэтому то, что эта сказка появилась в моей жизни второй раз, конечно, очень трогательно, я очень хотела принять в этом участие.

— А сейчас какая роль?

— А сейчас... Знаете, это интересно... Когда вышел трейлер фильма, его во всех кинотеатрах показывали, я присылала знакомым ролик и просила: «Найдите, кого я играю». Они называли разных персонажей. И только моя сестра позвонила и спросила: «Ты — мышь?» На что я ответила: «Сама ты мышь! Я — Королева мышей!» Это Рамина, с которой Элли и ее друзья пересекутся, когда попадут на поле сонных маков. Не буду раскрывать секреты, но на съемках применялись очень интересные технологии. На площадке постоянно присутствовали специалисты по компьютерной графике. Кстати, когда шла на пробы, взяла у дочери Ани корону и показалась прямо в ней. Режиссер очень смеялся и сказал: «Все, ты утверждена».

Яна Сексте во время съемок фильма «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», 2024 год. Яна подарила своему персонажу Рамине мимику и голос. Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»
Фото предоставлено кинокомпанией «Централ Партнершип»

— Еще вопрос о кино. Премьеру фильма «Мастер и Маргарита» обсуждали все. У вас там небольшая роль фельдшера Прасковьи Федоровны. Но ее заметили и даже номинировали как лучшую роль театральной актрисы в кино. А что для вас значит эта работа?

— Конечно, ждала с огромным трепетом и страхом, когда выйдет этот фильм. У меня не получилось прийти на премьеру, в тот день был спектакль, и мы с мужем пошли в кинотеатр поздно ночью. Я очень редко смотрю свои фильмы, не люблю себя на экране, но этот, по ощущениям, получился, мне кажется, это удача. Я знаю, что многие начнут со мной спорить, и это тоже хорошо. Изначально это такой материал, в этих спорах высекается всегда какая-то искра. Знаю, что после выхода «Мастера и Маргариты» продажи романа взлетели в разы. А после просмотра фильма первый раз в жизни сказала мужу: «Знаешь, Игорь, мне так хочется, чтобы меня узнали. А меня, блин, совсем не узнают». Он засмеялся и ответил: «Ну ты хоть хромать начни, дай людям хоть какой-то шанс». Роль маленькая, но мы с режиссером много репетировали, придумывали какие-то ходы. Вообще, это сейчас большая редкость — когда фильм репетируется. Обычно артисты на площадке встречаются впервые и говорят: «Ну-ка, давай сейчас придумаем, что бы нам тут сыграть». И мы какие-то вещи туда закладывали, придумывали, но я не думала, что это считает зритель.

Скажу честно, была потрясена, когда стала читать отзывы, когда поняла, что это все считалось, попало в людей. Сказать, что я счастлива, — ничего не сказать. Рада, что приняла участие в этой истории.

Яна Сексте и Леонид Ярмольник в фильме «Мастер и Маргарита», 2023 год. Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

— Яна, знаю, у вас сейчас были гастроли... Поскольку мы давно сотрудничаем с театром, замечаю, что Владимир Львович не выбирает стандартные места для гастролей. Сначала Ямал меня потряс, потом Тобольск.

— Мы вчера ехали, муж с дочерью встретили меня в аэропорту, я рассказываю про Тобольск, рассказываю... Митя говорит дочери: «Слушай, Аня, какая огромная, великая страна». Потому что вроде бы все так говорим — огромная страна... Но еще так много мест, где большинство людей никогда не были. И это, конечно, потрясает, когда ты видишь Салехард, Тобольск... А я понимаю, что это никакие не крайние точки... Сибирь, эти немыслимые просторы, суровый климат, и ты понимаешь, что да, там живут люди.

— Там сейчас уже холодно?

— Когда мы только приехали, в первый день было минус пятнадцать, а когда улетали, уже плюс три. А у нас с дочерью есть такая традиция, мы отовсюду посылаем друг другу открытки. Был смешной момент. Во-первых, оказалось, сейчас целая проблема найти почтовую открытку. То есть открыток с видами, красивых, много, а почтовых нет. Но я нашла, пришла на почту, говорю: «Дайте, пожалуйста, марку». На меня женщина смотрит: «Что? Зачем?» Причем очень искренне. Я объясняю: «Ну марка почтовая, мне нужно наклеить ее на открытку, чтобы послать». И она так обрадовалась!.. То есть уходит эта культура, эта традиция.

Наш бывший студент Миша Шугарев, он только выпустился из Школы Табакова, стал артистом нашего театра, слышит эту историю... Я на него так смотрю и говорю: «Миш, а ты получал когда-нибудь письмо по почте?» — «Нет» — «Дай мне адрес, я тебе пришлю». А раньше мы переписывались. У моей мамы сохранены все письма. Когда я в 1998 году поступила в Школу-студию МХАТ, писала ей письма от руки. Как я сейчас понимаю, делала это где-то на лекциях. И все это сохранено! И я пытаюсь это привить своей дочери. Она пока не знает, но я ей написала: «Аня, пишу тебе из первого города Сибири. Отсюда началось завоевание Сибири, здесь много снега, но он весь растает от огромной маминой любви к тебе. Мама очень скучает, поэтому скоро мама поедет домой». Видимо, действительно, моя любовь к ней настолько большая, что, когда мы уезжали, было плюс три и дождь. Конечно, была и экскурсионная программа. Успела увидеть и тюремный замок, и кремль...

— А когда были на Ямале, вы не ездили на стойбище?

— Это тоже очень смешная история. Дело в том, что это я решила, что нам всем коллективом нужно туда поехать. Знаете, как в «Служебном романе»: Шура была активная. Чтобы успеть съездить до репетиции, решили собраться в восемь утра. Мне говорят: «Да ты же первая не встанешь». — «Встану!» Я всех убеждала, агитировала, уговаривала. И вот восемь утра, холодно. Мы все, одетые в комбинезоны, в ватные штаны, шапки, собираемся... В общем, не работало стойбище в тот день. Не знаю, почему они закрылись, но с нами поступили дико. Я понимаю, что надо как-то выкручиваться, говорю: «Ребята, пошли гулять». В общем, разные слова мне сказали коллеги. Со мной пошли гулять, но не все. Так что со стойбищем пока не сложилось. Но мы в Салехарде были уже не один раз, думаю, поедем туда снова, и в стойбище я их все равно свожу.

— Яна, помимо работы в театре и съемок в кино, вы преподаете в Школе Табакова. Я понимаю, что это большой труд. Как вы к этому пришли?

— Когда Владимир Львович в какой-то момент позвал меня к себе в кабинет и сказал, что хочет, чтобы я пришла в Школу, ушла думать. Два дня ходила, мучилась, все это в себе переворачивала... Пришла к нему и сказала: «Владимир Львович, нет, ну нет. Прям вот нет». — «Почему?» — «Потому что, вот клянусь, приступая к каждой новой роли, ты понимаешь, что даже не знаешь, как это начать делать, как к этому подступиться. Каждый новый спектакль — такое ощущение, что начинаю заново учиться этой профессии. И как я могу, ничего не умея, ничего не понимая в этом сама, прийти и кого-то учить?» На что он улыбнулся и сказал: «Это значит, что ты можешь преподавать. Потому что артист, который решил, что все умеет и все знает, он остановился. Все, его больше нет». Владимир Львович всегда говорит, что актерство — это профессия, в которой нет конечной точки, к которой ты мог бы прийти. Он любит повторять, и мне тоже очень нравится это выражение: «Движение к постоянно достигаемой и никогда не достижимой цели».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю» Лариса Голубкина: «Я очень много молчу. Вот вы уйдете, я ни с кем не заговорю»

«Я больше 30 лет никогда ни с кем не обнималась. А это очень хорошая штука»

Караван историй
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила» Виктория Романенко: «Видимо, Волчек просто в меня поверила»

Я же нежная и мягкая, так почему никогда не веду себя соответствующим образом?

Караван историй
«Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой «Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой

«Тупому и еще тупее»: история создания фильма и его значимость для жанра

Правила жизни
Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!» Люся Чеботина: «Твоя самая лучшая подруга — это ты!»

Тяжело встретить человека, который был бы снисходителен к твоей карьере

Караван историй
Повеяло Повеяло

Техника по-пионерски плюс комфорт по-буржуински

Автопилот
Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?» Вадим Верник: «Я спросил у Вишневской: «Вы приручили Ростроповича?»

Мне хотелось поговорить с этими легендарными людьми по душам

Коллекция. Караван историй
Каникулы новой жизни Каникулы новой жизни

Как не превратить новогодние каникулы в пытку бездельем и обжорством

Лиза
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Вот сбитень! Вот горячий! Вот сбитень! Вот горячий!

Сбитень-сбитенёк — пьёт его щеголёк, пьёт-попивает, сам похваливает…

Наука и жизнь
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона

Какую роль «Аватара» занял в истории кино и наших сердцах?

Правила жизни
Первая наставница Первая наставница

Анжелика Балабанова: наставница Муссолини в самом начале пути к власти

Дилетант
Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам» Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историй
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки» Мегахейры – загадочные и удивительные «ракопауки»

Мегахейры – «прототип креветки-богомола, созданный на базе аномалокариса»

Наука и техника
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
Грани и границы Грани и границы

Петр Рыков играет на грани

Men Today
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех Компаньоны-долгожители: 10 домашних животных, которые живут дольше всех

10 питомцев-долгожителей, которые будут разделять вашу любовь долгие годы

ТехИнсайдер
Взрывная техника Джона Перальты Взрывная техника Джона Перальты

Взрывные диаграммы легендарных приборов, механизмов и гаджетов прошлого

ТехИнсайдер
Спасти самое дорогое Спасти самое дорогое

Многоразовые транспортные космические системы сегодняшнего дня

Зеркало Мира
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея Спасаем ваши пальцы: чем отмыть руки от суперклея

Как удалить суперклей с кожи подручными средствами?

ТехИнсайдер
«Ай да валенки!» «Ай да валенки!»

Валенки — обувь, которая никогда не устареет

Зеркало Мира
«Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути «Джеймс Уэбб» рассмотрел звездные скопления в далеком аналоге зародыша Млечного Пути

Телескоп рассмотрел звездные скопления в галактике-аналоге Млечного Пути

N+1
Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка Из «Золушки» в «Королеву подлости»: история Леоны Хелмсли, которая владела одними из самых роскошных отелей Нью-Йорка

История «Злой ведьмы Запада» Леоны Хелмсли

ТехИнсайдер
Открыть в приложении