Российский авторынок идет на рекорд

ДеньгиАвто

Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Текст Алексей Грамматчиков. Фото Иван Водопьянов

Иван Водопьянов

Вопреки ожиданиям российский авторынок по итогам текущего года покажет лучшие результаты продаж за последние пять лет. Во многом это произошло благодаря тому, что существенным стимулом покупки новых автомобилей в уходящем году стала угроза их дальнейшего подорожания.

С ускорением в 50–60% по сравнению с прошлым годом российский авторынок подъезжает к финишу уходящего года. По данным «Автостата», за десять месяцев текущего года в России было продано 1,325 млн новых машин, что на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Даже при том, что за последние два месяца продажи на авторынке могут притормозиться, «Автостат» прогнозирует, что по итогам 2024 года он доберется до отметки в 1,6 млн авто, что на 51% больше, чем в прошлом (1,059 млн).

Рекорд пятилетки

Итоги текущего года на авторынке превышают ожидания: в конце 2023 года многие полагали, что продажи в 2024 году едва смогут повторить результат в 1 млн единиц, ну или в лучшем случае дотянут до 1,2 млн. Но спрос на авторынке продолжил разгон, который начался в прошлом году.

Напомним, что продажи в России стали ощутимо падать еще в ковидном 2022 году, а с началом санкций в 2022 году авторынок обрушился до исторического минимума в 626 тыс. В прошлом году он начал активно восстанавливаться, прибавив 69%. В 2024 году эта высокая динамика разгона сохранилась, сделав уходящий год лучшим за последние пять лет.

«Предварительно можно сказать, что рынок в 2024 году восстановился от трансформации последних лет и вернулся на среднегодовой уровень продаж периода 2015–2021 годов на уровне 1,6 млн автомобилей в год. Хотя до показателей 2018–2019 годов нам еще далеко»,— комментирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Рост относительно 2023 года обусловлен, по его мнению, расширением дилерской сети китайских марок, увеличением производства АвтоВАЗа и общим восстановлением спроса. Покупатели, по словам эксперта, наконец приняли китайские автомобили, которые во многом превосходят пяти-семилетние автомобили ушедших марок, особенно в части потребительских качеств.

Слухи как драйвер продаж

Одним из ключевых стимулов продаж на авторынке в текущем году стали слухи о том, что машины вот-вот резко подорожают. Рост цен на авторынке — очень болезненная для потребителя тема последних четырех лет. С 2020 года сначала цены на новые авто резко подстегнули ковид и связанный с ним дефицит компонентов, потом рост цен ускорился вместе с началом санкционного давления и ухода с рынка производителей из недружественных стран. В результате, по данным «Автостата», средневзвешенная розничная цена новой машины только за три года взлетела почти вдвое — с 1,6 млн руб. в 2020 году до почти 3 млн к концу 2023 года.

В текущем году разговоры об очередном подорожании особенно активизировались в начале весны, когда публично бурно обсуждали возможность повышения ввозных пошлин на авто с 1 апреля. В итоге пошлины подняли, но только на автомобили, ввозимые по схемам параллельного импорта, а это лишь десятая доля рынка. Покупатели, не разобравшись в подобных тонкостях, массово отправились в автосалоны. Импортеры начали разгружать склады, затоваренные машинами 2023 года, громко предоставляя скидки и бонусы. Так, в марте произошел существенный скачок спроса, который достиг отметки в 146,5 тыс. авто, что оказалось на 103% больше, чем в марте прошлого года.

Дальше, начиная с лета, в информационном поле стали вращаться слухи о том, что регулятор планирует повысить утилизационный сбор. Сбор в итоге был повышен с 1 октября, но до этого, подогретые слухами, продажи все лето держались на уровне 125–135 тыс. в месяц, а с августа снова рванули вверх. В последний месяц лета они достигли 148 тыс., затем и 150 тыс. в сентябре, а в октябре поднялись до рекордных 171 тыс. автомобилей. К концу октября, впрочем, так же как и в ноябре, цены на машины существенно не выросли в связи с тем, что поставщики все еще продолжают распродажи складов машин, завезенных по старым правилам. «Несмотря на повышение утильсбора в октябре 2024 года, мы не ощутили резкого скачка цен на автомобили, так как автопроизводители временно взяли на себя расходы по „утилю“, компенсируя их из других источников. Например, повышая стоимость на запчасти или сервис. Но все равно цена автомобилей в ближайшее время будет повышаться каждый месяц примерно на 5–10%»,— полагает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «АльфаЛизинг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пять прелюдий о Грибоедове Пять прелюдий о Грибоедове

Грибоедовский миф занимает особое место среди других литературных мифов

Знание – сила
«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе «Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе

Как собственнические матери влияют на своих дочерей?

Psychologies
Брат ты мне или враг? Брат ты мне или враг?

Разбираем пять мифов о дружбе

Psychologies
Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик Славная традиция: когда и зачем был построен пряничный домик

Зачем на новый год собирают пряничные домики?

ТехИнсайдер
Главные китайские автоновинки разбили в краш-тестах. Их продают в России Главные китайские автоновинки разбили в краш-тестах. Их продают в России

Кто оказался самым надежным из новых китайских автомобилей?

РБК
Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни Время все начать с нуля: почему зрелость — лучший период вашей жизни

Середина жизни — это время, чтобы начинать заново

Psychologies
Изба-читальня Изба-читальня

10 способов обустроить домашнюю библиотеку

Лиза
Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика Джон Тиндаль и уникальные свойства паров воды: физика и метафизика

Вклад открытий Джона Тиндаля в науку

Знание – сила
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
Хмелита: день сегодняшний и завтрашний Хмелита: день сегодняшний и завтрашний

О нынешнем дне усадьбы Хмелита и всего музея-заповедника

Знание – сила
Не можем повторить Не можем повторить

«Арман»: внук Бергмана дебютирует драмой о ПТСР

Weekend
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
У последнего редута У последнего редута

Бенито Муссолини закончил политическую карьеру главой марионеточного государства

Дилетант
Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа» Лилия Любимова: «Нет такого вопроса, на который у звезд не было бы правильного ответа»

Астролог Лилия Любимова — о ретроградном Меркурии и гороскопах

Лиза
Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане Перелет–2020. От Санкт-Петербурга до Владивостока на мотопараплане

Перелет через 23 региона России за 69 дней на мотопараплане

Наука и техника
«Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством «Черные голуби»: триллер с Кирой Найтли о том, как совместить шпионаж с материнством

Кино о женщине, которая балансирует между ролью матери и опасной работой

Forbes
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
«Скрещенья рук… судьбы скрещенья» «Скрещенья рук… судьбы скрещенья»

Еще один закрученный сюжет из Серебряного века

Дилетант
«Персидский выбор» Александра Грибоедова «Персидский выбор» Александра Грибоедова

Дипломатическая служба и заслуги А. С. Грибоедова

Знание – сила
Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его Корпорация «Винисиус»: как звезда «Реала» построил свой бренд и монетизировал его

Как талантливому бразильцу удалось построить империю, которая делает его богаче.

Forbes
Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров Миллиардер Джек Ковин занял денег у 30 человек, чтобы построить империю бургеров

Как Джек Ковин основал бургерную империю Hungry Jack’s

Inc.
Квартира, наполненная памятью Квартира, наполненная памятью

Интервью с создателем музея «Память Колымы» Иваном Паникаровым

Дилетант
Три сестры Три сестры

Вера Джусти: как успешно развивать семейный бизнес и не поссориться

Grazia
Искусственный интеллект: история ошибок Искусственный интеллект: история ошибок

Как советская бюрократия тормозила развитие технологий обработки больших данных

Монокль
5 советов, как отключить голову во время секса 5 советов, как отключить голову во время секса

Как перестать думать о неважном и начать чувствовать?

Psychologies
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Эмоциональное обслуживание: почему вы им занимаетесь и как это влияет на вашу жизнь Эмоциональное обслуживание: почему вы им занимаетесь и как это влияет на вашу жизнь

Как часто вы полностью меняете свои планы ради родных или друзей?

Psychologies
Пряничная избушка Пряничная избушка

Рассказ Павла Пепперштейна о пряниках и сказках

Правила жизни
Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла» Анастасия Вертинская: «Главное, что я выстояла»

Когда ты встаешь на какую-то определенную дорогу, нельзя быть трусом

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении