Российский авторынок идет на рекорд

ДеньгиАвто

Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Текст Алексей Грамматчиков. Фото Иван Водопьянов

Иван Водопьянов

Вопреки ожиданиям российский авторынок по итогам текущего года покажет лучшие результаты продаж за последние пять лет. Во многом это произошло благодаря тому, что существенным стимулом покупки новых автомобилей в уходящем году стала угроза их дальнейшего подорожания.

С ускорением в 50–60% по сравнению с прошлым годом российский авторынок подъезжает к финишу уходящего года. По данным «Автостата», за десять месяцев текущего года в России было продано 1,325 млн новых машин, что на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Даже при том, что за последние два месяца продажи на авторынке могут притормозиться, «Автостат» прогнозирует, что по итогам 2024 года он доберется до отметки в 1,6 млн авто, что на 51% больше, чем в прошлом (1,059 млн).

Рекорд пятилетки

Итоги текущего года на авторынке превышают ожидания: в конце 2023 года многие полагали, что продажи в 2024 году едва смогут повторить результат в 1 млн единиц, ну или в лучшем случае дотянут до 1,2 млн. Но спрос на авторынке продолжил разгон, который начался в прошлом году.

Напомним, что продажи в России стали ощутимо падать еще в ковидном 2022 году, а с началом санкций в 2022 году авторынок обрушился до исторического минимума в 626 тыс. В прошлом году он начал активно восстанавливаться, прибавив 69%. В 2024 году эта высокая динамика разгона сохранилась, сделав уходящий год лучшим за последние пять лет.

«Предварительно можно сказать, что рынок в 2024 году восстановился от трансформации последних лет и вернулся на среднегодовой уровень продаж периода 2015–2021 годов на уровне 1,6 млн автомобилей в год. Хотя до показателей 2018–2019 годов нам еще далеко»,— комментирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Рост относительно 2023 года обусловлен, по его мнению, расширением дилерской сети китайских марок, увеличением производства АвтоВАЗа и общим восстановлением спроса. Покупатели, по словам эксперта, наконец приняли китайские автомобили, которые во многом превосходят пяти-семилетние автомобили ушедших марок, особенно в части потребительских качеств.

Слухи как драйвер продаж

Одним из ключевых стимулов продаж на авторынке в текущем году стали слухи о том, что машины вот-вот резко подорожают. Рост цен на авторынке — очень болезненная для потребителя тема последних четырех лет. С 2020 года сначала цены на новые авто резко подстегнули ковид и связанный с ним дефицит компонентов, потом рост цен ускорился вместе с началом санкционного давления и ухода с рынка производителей из недружественных стран. В результате, по данным «Автостата», средневзвешенная розничная цена новой машины только за три года взлетела почти вдвое — с 1,6 млн руб. в 2020 году до почти 3 млн к концу 2023 года.

В текущем году разговоры об очередном подорожании особенно активизировались в начале весны, когда публично бурно обсуждали возможность повышения ввозных пошлин на авто с 1 апреля. В итоге пошлины подняли, но только на автомобили, ввозимые по схемам параллельного импорта, а это лишь десятая доля рынка. Покупатели, не разобравшись в подобных тонкостях, массово отправились в автосалоны. Импортеры начали разгружать склады, затоваренные машинами 2023 года, громко предоставляя скидки и бонусы. Так, в марте произошел существенный скачок спроса, который достиг отметки в 146,5 тыс. авто, что оказалось на 103% больше, чем в марте прошлого года.

Дальше, начиная с лета, в информационном поле стали вращаться слухи о том, что регулятор планирует повысить утилизационный сбор. Сбор в итоге был повышен с 1 октября, но до этого, подогретые слухами, продажи все лето держались на уровне 125–135 тыс. в месяц, а с августа снова рванули вверх. В последний месяц лета они достигли 148 тыс., затем и 150 тыс. в сентябре, а в октябре поднялись до рекордных 171 тыс. автомобилей. К концу октября, впрочем, так же как и в ноябре, цены на машины существенно не выросли в связи с тем, что поставщики все еще продолжают распродажи складов машин, завезенных по старым правилам. «Несмотря на повышение утильсбора в октябре 2024 года, мы не ощутили резкого скачка цен на автомобили, так как автопроизводители временно взяли на себя расходы по „утилю“, компенсируя их из других источников. Например, повышая стоимость на запчасти или сервис. Но все равно цена автомобилей в ближайшее время будет повышаться каждый месяц примерно на 5–10%»,— полагает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «АльфаЛизинг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дочь Ра Дочь Ра

Клеопатре суждено было стать последней царицей относительно независимого Египта

Дилетант
Приказали стать Леонардо Приказали стать Леонардо

Как создавался памятник картографии «Хорографическая книга Сибири»

Знание – сила
Как правильно стимулировать клитор девушке: 12 советов от экспертов Как правильно стимулировать клитор девушке: 12 советов от экспертов

Отправь ее на седьмое небо

Playboy
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Что поможет стать богаче? Что поможет стать богаче?

Заняться собой и начать новую жизнь? Этот путь прошли две наши героини

Psychologies
Как грабили Зимний Как грабили Зимний

Что стало с культурными ценностями после штурма Зимнего дворца в 1917?

Дилетант
«Черные лебеди» — 2025 «Черные лебеди» — 2025

Главные риски для финансовых рынков в 2025 году

Деньги
5 советов, как отключить голову во время секса 5 советов, как отключить голову во время секса

Как перестать думать о неважном и начать чувствовать?

Psychologies
Роботы захватывают океан Роботы захватывают океан

На что способен гибридный флот Америки

Обозрение армии и флота
Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком Подумайте дважды: 9 очаровательных пород собак, которые не подойдут семье с ребенком

Породы, которые не подходят для семей с маленькими детьми

ТехИнсайдер
Слепая правота Слепая правота

Ни в чем не сомневающиеся герои и что с ними не так

Weekend
Дорогая моя Москва Дорогая моя Москва

Краткая история элитных районов Москвы

СНОБ
Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве Где есть и чем вдохновляться: художник Александр Сорокин — о любимых инклюзивных местах в Москве

Художник Александр Сорокин — о любимых местах в Москве и кино

СНОБ
Польза мидий: 5 свойств и противопоказания Польза мидий: 5 свойств и противопоказания

Мидии: в чем их польза, а также три рецепта от шеф-повара

РБК
Непоследний пациент Непоследний пациент

«13 клиническая. Начало»: история установления контактов генсеков с демонами

Weekend
Отсчет последних времен Отсчет последних времен

Как человечество пытается предсказать конец света

Weekend
В городе дождей В городе дождей

Обустройство квартиры для сдачи в аренду — задача со многими неизвестными

Идеи Вашего Дома
Институт особого назначения Институт особого назначения

Какими исследованиями занимается Институт истории естествознания и техники?

Знание – сила
Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни Слишком позитивно: почему идея всегда быть в ресурсе не работает в реальной жизни

Как миф о «ресурсе» создает неоправданные ожидания и двойные стандарты

Forbes
Выдворение китайских студентов из СССР Выдворение китайских студентов из СССР

После смерти Сталина между СССР и Китаем стали нарастать противоречия

Дилетант
Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи

Как и приготовить брокколи правильно, чтобы получить пользу

ТехИнсайдер
С журналами не расставайтесь С журналами не расставайтесь

«Первый номер»: автопортрет глянцевой журналистики

Weekend
Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни» Борис Ельцин: «Я ухожу не по болезни»

Интервью с Валентином Юмашевым, зятем Бориса Ельцина, о событиях конца 1999 года

Дилетант
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
«Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной «Заткнись ради команды»: биатлонистки рассказали о сексуальном насилии в сборной

Почему в сборной США по биатлону процветало сексуальное насилие?

Forbes
Государь всея Руси Государь всея Руси

Когда Иван III пришел к власти, он стал правителем карликового государства...

Знание – сила
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Деликатный вопрос Деликатный вопрос

Все, что ты хотела знать об интимной пластике, но стеснялась спросить

Лиза
Первые 50 лет одиночества Первые 50 лет одиночества

Первая экранизация главного романа Маркеса

Weekend
Открыть в приложении