Российский авторынок идет на рекорд

ДеньгиАвто

Покупай, подорожало

Российский авторынок идет на рекорд

Текст Алексей Грамматчиков. Фото Иван Водопьянов

Иван Водопьянов

Вопреки ожиданиям российский авторынок по итогам текущего года покажет лучшие результаты продаж за последние пять лет. Во многом это произошло благодаря тому, что существенным стимулом покупки новых автомобилей в уходящем году стала угроза их дальнейшего подорожания.

С ускорением в 50–60% по сравнению с прошлым годом российский авторынок подъезжает к финишу уходящего года. По данным «Автостата», за десять месяцев текущего года в России было продано 1,325 млн новых машин, что на 60% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Даже при том, что за последние два месяца продажи на авторынке могут притормозиться, «Автостат» прогнозирует, что по итогам 2024 года он доберется до отметки в 1,6 млн авто, что на 51% больше, чем в прошлом (1,059 млн).

Рекорд пятилетки

Итоги текущего года на авторынке превышают ожидания: в конце 2023 года многие полагали, что продажи в 2024 году едва смогут повторить результат в 1 млн единиц, ну или в лучшем случае дотянут до 1,2 млн. Но спрос на авторынке продолжил разгон, который начался в прошлом году.

Напомним, что продажи в России стали ощутимо падать еще в ковидном 2022 году, а с началом санкций в 2022 году авторынок обрушился до исторического минимума в 626 тыс. В прошлом году он начал активно восстанавливаться, прибавив 69%. В 2024 году эта высокая динамика разгона сохранилась, сделав уходящий год лучшим за последние пять лет.

«Предварительно можно сказать, что рынок в 2024 году восстановился от трансформации последних лет и вернулся на среднегодовой уровень продаж периода 2015–2021 годов на уровне 1,6 млн автомобилей в год. Хотя до показателей 2018–2019 годов нам еще далеко»,— комментирует Андрей Терлюкевич, генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр». Рост относительно 2023 года обусловлен, по его мнению, расширением дилерской сети китайских марок, увеличением производства АвтоВАЗа и общим восстановлением спроса. Покупатели, по словам эксперта, наконец приняли китайские автомобили, которые во многом превосходят пяти-семилетние автомобили ушедших марок, особенно в части потребительских качеств.

Слухи как драйвер продаж

Одним из ключевых стимулов продаж на авторынке в текущем году стали слухи о том, что машины вот-вот резко подорожают. Рост цен на авторынке — очень болезненная для потребителя тема последних четырех лет. С 2020 года сначала цены на новые авто резко подстегнули ковид и связанный с ним дефицит компонентов, потом рост цен ускорился вместе с началом санкционного давления и ухода с рынка производителей из недружественных стран. В результате, по данным «Автостата», средневзвешенная розничная цена новой машины только за три года взлетела почти вдвое — с 1,6 млн руб. в 2020 году до почти 3 млн к концу 2023 года.

В текущем году разговоры об очередном подорожании особенно активизировались в начале весны, когда публично бурно обсуждали возможность повышения ввозных пошлин на авто с 1 апреля. В итоге пошлины подняли, но только на автомобили, ввозимые по схемам параллельного импорта, а это лишь десятая доля рынка. Покупатели, не разобравшись в подобных тонкостях, массово отправились в автосалоны. Импортеры начали разгружать склады, затоваренные машинами 2023 года, громко предоставляя скидки и бонусы. Так, в марте произошел существенный скачок спроса, который достиг отметки в 146,5 тыс. авто, что оказалось на 103% больше, чем в марте прошлого года.

Дальше, начиная с лета, в информационном поле стали вращаться слухи о том, что регулятор планирует повысить утилизационный сбор. Сбор в итоге был повышен с 1 октября, но до этого, подогретые слухами, продажи все лето держались на уровне 125–135 тыс. в месяц, а с августа снова рванули вверх. В последний месяц лета они достигли 148 тыс., затем и 150 тыс. в сентябре, а в октябре поднялись до рекордных 171 тыс. автомобилей. К концу октября, впрочем, так же как и в ноябре, цены на машины существенно не выросли в связи с тем, что поставщики все еще продолжают распродажи складов машин, завезенных по старым правилам. «Несмотря на повышение утильсбора в октябре 2024 года, мы не ощутили резкого скачка цен на автомобили, так как автопроизводители временно взяли на себя расходы по „утилю“, компенсируя их из других источников. Например, повышая стоимость на запчасти или сервис. Но все равно цена автомобилей в ближайшее время будет повышаться каждый месяц примерно на 5–10%»,— полагает Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК «АльфаЛизинг».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Из тьмы веков, из топи блат Из тьмы веков, из топи блат

Кто жил на землях, на которых в XIII веке возникла литовская держава?

Дилетант
Залечь на дно в Белфасте Залечь на дно в Белфасте

«Ничего не говори»: история ирландских террористов, рассказанная ими самими

Weekend
«Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме»: история от первого лица «Я променял жену на молодую девушку и теперь живу как в тюрьме»: история от первого лица

Анонимное признание человека, который ушел от своей жены к любовнице

Psychologies
По законам гостеприимства По законам гостеприимства

Солнечный интерьер, который встречает тепло и радостно

Идеи Вашего Дома
Когда твой друг — перс Когда твой друг — перс

Иран сегодня основной стратегический союзник России на Ближнем Востоке

Монокль
К духам воды К духам воды

Шаманизм — важная составляющая жизни бурят. Каждый обряд проходит по-разному

Seasons of life
Частички Частички

Рассказ Игоря Волкова о случайности экспериментов

Наука и жизнь
Бот из машины Бот из машины

Как биороботы оживают и меняют мир технологий

РБК
«Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой «Девочке скучно»: новый рассказ Евгении Некрасовой

Рассказ Евгении Некрасовой из сборника «Верю / не верю»

РБК
9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года 9 самых быстрых внедорожников AMG 2025 года

Внедорожники Mercedes-AMG, которые покорят вас своей максимальной скоростью

4x4 Club
«Очень приличный император» «Очень приличный император»

Римский император Диоклетиан: тот, кто променял власть на капусту

Дилетант
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Помощники РПКСН Помощники РПКСН

Роль флота в структуре ядерного сдерживания

Обозрение армии и флота
«Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России «Что наша жизнь? Игра!»: как эволюционировали интеллектуальные телешоу в России

Как на российском телевидении складывался жанр интеллектуальной игры?

Правила жизни
«Когда вкусно, тогда вкусно!» «Когда вкусно, тогда вкусно!»

О кухне народов России

Зеркало Мира
Турецкий экспорт вооружений Турецкий экспорт вооружений

Состояние и перспективы развития турецкого экспорта вооружений

Обозрение армии и флота
«Немного солнца в холодной воде» «Немного солнца в холодной воде»

Почему янтарь может стоить больше, чем бриллиант?

Зеркало Мира
Оттенок бургунди Оттенок бургунди

Квартира в современном московском ЖК выходит окнами на Москву-реку

Идеи Вашего Дома
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Школа жизни Алексея Лукина Школа жизни Алексея Лукина

Алексей Лукин и курс на успех

Men Today
Февральская революция Февральская революция

Как русские ученые устроили шестую промышленную революцию в лаборатории

ТехИнсайдер
Сказка, ставшая реальностью Сказка, ставшая реальностью

Константин Маркелов о «дофамин-банкинге» и новой продуктовой культуре корпораций

Правила жизни
Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве Вместо заводов — дома: сколько промзон реорганизуют в Москве

Как в Москве реализуется механизм комплексного развития территорий

ФедералПресс
Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты Что такое движение «Ни-ни», и почему оно набирает обороты

Почему каждый пятый зумер в мире не хочет работать?

Psychologies
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Догматический монетаризм или новое кеинсианство Догматический монетаризм или новое кеинсианство

Какую экономическую модель выбирает Россия

Деньги
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
10 весомых фактов 10 весомых фактов

Ученые открыли немало способов, помогающих легко держать вес под контролем

Лиза
Исторический продукт Исторический продукт

Водка — напиток, который почему-то считают русским: разбираемся в заблуждениях

Зеркало Мира
Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду Глобальное осушение: можно ли избежать войн за пресную воду

Спрос на пресную воду растет, а ее количество, похоже, уменьшается

Forbes
Открыть в приложении