«Вместе с мамой ты сильней!»: как и почему матери присваивают дочерей себе
Хотя Готель из сказки о Рапунцель и не является ее настоящей матерью, отношения ведьмы с девушкой — яркий пример того, как мать может присваивать себе дочь и удерживать ее в изоляции ради достижения собственных целей. О том, какие последствия это может иметь в реальной жизни, рассказывают гештальт-терапевты Наталья Олифирович и Геннадий Малейчук в книге «Сказки на кушетке» (издательство «Бомбора»).
Анализируя различные истории, мы заметили, что в сказочных семьях особым персонажем является мать. И чаще всего именно с хорошей, доброй, любящей матерью случается что-то ужасное. Она либо умирает, либо теряет силы и не может защитить своего ребенка. И на ее месте появляется другая женщина — плохая, злая, коварная, использующая ребенка в своих целях или желающая сжить его со свету.
Одна из сказок, позволяющих познакомиться с этим феноменом, — «Рапунцель». Мы взяли за основу не только оригинальный текст братьев Гримм, но и популярный мультфильм «Рапунцель: Запутанная история», выпущенный студией Уолта Диснея в 2010 г.
Сюжет картины весьма прост. Счастливые и любящие друг друга король и королева ждут первенца. Внезапно королева тяжело заболевает, и спасти ее может только волшебный цветок. Вся страна бросается на его поиски.
Однако его давно облюбовала для своих нужд женщина по имени Готель, которая с помощью цветка продлевает свою молодость
Цветок найден, королева спасена. Женщина благополучно рожает дочь Рапунцель — прелестное дитя с золотистыми волосами. Однако ведьма похищает ребенка, запирает в башне и продолжает использовать волшебные силы Рапунцель, полученные ею от цветка, для того чтобы оставаться молодой и красивой. Девочка вырастает в полной изоляции и считает ведьму своей матерью. Когда в ее жизни появляется мужчина, Рапунцель удается разобраться со всеми странностями в своей жизни, обрести друга и возлюбленного, а также вернуться к своим настоящим родителям.
При анализе мы будем обращать свое внимание на несколько вещей. Во-первых, мы подробно разберем отношения в паре «мать — дочь». Во-вторых, мы проанализируем роль третьего лица в этой диаде.
Роль случайности в жизни человека
В книге «Исторические корни волшебной сказки» Владимир Пропп, рассказывая про структуру сказок, большое внимание уделяет описанию волшебной семьи. Он говорит о том, что понять характер семьи мы можем только после того, как начнут развиваться события повествования. А еще Пропп обращает внимание на то, что обычно в сказках семья живет довольно счастливо. И она могла бы так прожить очень долго, если бы с ней не произошли с виду очень незаметные события, которые вдруг разражаются полной катастрофой.
Действительно, в каждой истории есть маленькое «но». Все было бы хорошо, если бы не пришел торнадо и не снес дом, если бы мальчик не повстречал старуху на базаре и она не превратила его в карлика, если бы жаба не украла девочку у доброй женщины.
В каждой истории «встречаются» две философские категории — случайность и необходимость. Бывает, что дочь остается вдвоем с матерью — реальной или человеком, который ее заменяет. И иногда обстоятельства складываются так, что девочка вырастает адекватным человеком. Но достаточно часто у таких дочерей есть ряд патологий, а также различные формы социальной дезадаптации. Поэтому при анализе этой истории мы будем фокусироваться в основном на необходимых и достаточных условиях для относительно нормального развития ребенка в паре «мать — дочь».
Роль изоляции в развитии человека
Возникает вопрос: почему и для чего в сказках вводят мотив изоляции героя от мира? Иногда это просто изоляция, иногда запрет видеть солнечный свет, касаться ногами земли, иногда — запрет видеть кого бы то ни было.
В мультфильме довольно ясно показаны причины заключения Рапунцель: она обладает магией, позволяющей ведьме-матери жить вечно. То есть ее «мать» руководствуется корыстными целями. И хотя в сказочной истории непосредственной опасности для Рапунцель нет, эта опасность существует для Готель. Если она потеряет Рапунцель, например из-за ее замужества, то начнет быстро стариться и умрет. Поэтому женщина придумала скрывающую правду историю, поэтому так высока башня и так хитроумно она запрятана в густом лесу.