Все, что есть в женщине
На Netflix вышел фильм с Софией Лорен
Вышедшая в середине ноября на платформе Netflix лента Эдоардо Понти «Вся жизнь впереди» интересна прежде всего тем, что главную роль в нем играет София Лорен. 86-летняя звезда, доводящаяся, кто не знает, матерью режиссеру, рисует образ одинокой старухи мадам Роза (с ударением на последний слог) так тонко, ярко и без всяких скидок на возраст, что о ленте уже заговорили как о возможной кандидатуре на «Оскар». Интригу подогревает тот факт, что золотую статуэтку (и кучу других кинонаград) уже получил фильм с той же сюжетной линией и с таким же названием, снятый в 1977 году французским режиссером Моше Мизрахи, где мадам Роза сыграла легендарная Симона Синьоре.
Вообще, рассказывать об этом фильме как открывать шкатулку с секретами. В основе обеих лент — одноименный роман Ромена Гари, французского писателя с русско-еврейскими корнями, который ярко проявил себя не только на литературном, но и дипломатическом и военном поприще, а ради получения второй Гонкуровской премии пошел на мистификацию, подписав «Вся жизнь впереди» псевдонимом Эмиль Ажар.
«Огонек» посмотрел фильм и побывал на его презентации. И то, и другое убеждает в правоте названия романа и созданных по нему кинолент.
Нового фильма с Софией Лорен поклонникам ее таланта пришлось ждать почти семь лет. Актриса не появлялась на экране с 2014 года, когда ее сын, кинорежиссер Эдоардо Понти, уговорил сняться в его ленте по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос». Голос этот, впрочем, так и не зазвучал с большого экрана: занимавшееся дистрибуцией издание Rizzoli выпустило этот «фильм не для всех» лишь на DVD. «Вся жизнь впереди» должна была выйти в первые дни ноября в итальянских кинотеатрах, но к тому времени они уже были закрыты из-за ковида. По счастью, дистрибуторское соглашение предусматривало показ на Netflix, где ленту можно посмотреть с 13 ноября.
— Даже не знаю, почему я так долго не была на съемочной площадке,— пожимает плечами 86-летняя дива на презентации фильма, проходящей, разумеется, в режиме онлайн — актриса, по ее признанию, очень боится ковида.
— По правде говоря, я даже и не отдавала себе в этом отчета. Время пронеслось незаметно. После такой насыщенной карьеры, какая была, мне, наверное, надо было отдохнуть, и я решила пожить немножко семейной жизнью. Но потом Эдоардо предложил мне этот фильм. Меня заинтересовала прежде всего история, которую восприняла с большим сочувствием, и во мне вновь проснулся тот энтузиазм, который был, когда я только начинала работать в кино.
Запавшая в душу актрисы история, которую она определяет для себя как притчу о терпимости, прощении и любви, произвела, как уже сказано, впечатление и на Гонкуровское жюри в 1975 году. Описанные в книге перипетии сперва тяжелых, а затем трогательных взаимоотношений дряхлеющей женщины, в прошлом проститутки, чье одиночество усугубляется мучительными воспоминаниями о заключении в Освенциме, и арабского мальчика-сироты, с его кошмарами и душевными ранами, и легли в основу фильма.
В отличие от первоисточника, где все происходит в Париже, действие фильма развертывается на юге — в итальянском Бари, не слишком благополучном городе с криминальными и иммигрантскими проблемами, что придает случившейся полвека назад парижской истории современное звучание. Впрочем, хочется думать, что фильм не о мультиэтничной мечте, не отпускающей интеллектуальную Италию (Момо, которого приютила героиня Софии Лорен,— сын беженцев из Сенегала), и даже не о современных отверженных (хотя фильм начинается с украденных сенегальцем серебряных подсвечников, а в какой-то момент появляется и сама книга, которую подросток в сердцах рвет в клочья), а о человеческих эмоциях и потребности в любви.