Снаряды против пушек
К 80-летию Победы «Ведомости. Спорт» начинает цикл материалов о спортивной жизни страны в период Великой Отечественной войны. Даже в первый, самый тяжелый ее год в СССР продолжали проводить соревнования

Первый год Великой Отечественной войны едва ли не самый трагичный период советской истории. Страна, едва окрепшая после судьбоносных перемен – революции, гражданской войны, коллективизации и прочих испытаний, за несколько месяцев понесла огромные потери, человеческие и материальные, а также лишилась обширных промышленных и сельскохозяйственных территорий на юге СССР. Только беспримерная самоотверженность народа на фронте и в тылу помогла остановить наступление немецкой армии и переломить ход войны. Страна жертвовала всем ради победы, сократив расходы по большинству статей бюджета, кроме военных, но вместе с тем по-прежнему, как в мирное время, писала книги, совершала научные открытия, пела песни и играла в футбол. Даже в самую тяжелую пору в СССР не забывали о культуре, в том числе физической.
Билеты 1941 г. действительны
Солнечный воскресный день 22 июня 1941 г. навсегда разделил историю нашей Родины на «до» и «после войны». Разлом прошел и по каждой человеческой судьбе, и по всем аспектам общественной жизни. В том числе и по спорту. На этот июньский день был намечен не только очередной тур футбольного чемпионата СССР, но и грандиозный праздник – открытие нового стадиона. На тот момент в Советском Союзе имелась только одна крупная (вмещала свыше 53 000 человек) спортивная арена – московское «Динамо». Остальные были симпатичными и уютными, но относительно небольшими. Поэтому заново отстроенный 50-тысячный республиканский стадион в Киеве претендовал на статус главной арены страны, и торжества по случаю введения его в эксплуатацию намечались размашистые. Честь исполнить на нем увертюру в компании с динамовцами выпала московским армейцам. Увы, праздник пришлось отложить на долгие девять лет. Тех зрителей, кто выжил, дождался и пришел на официальное (матчи в период оккупации не в счет) открытие в 1950 г. с билетами образца 1941-го (об этой возможности заранее объявили во всех газетах), на входе встречали с цветами.
Футбольный чемпионат при этом, как ни странно, остановили не сразу. Сказалась инерция и масштабы огромной страны. 22 июня матчи, разумеется, отменили. Помимо киевского, еще и два в Ленинграде: дерби (впрочем, тогда этот термин применительно к футболу не употребляли) между местными и московскими спартаковцами и «Зенит» – «Спартак» (Харьков). 23 июня не состоялась встреча в Минске. Но 24-го в Сталине (ныне Донецк), куда еще не успела прибыть разнарядка об отмене из Москвы, сыграли местный «Стахановец» и «Трактор» из Сталинграда, а в Тбилиси динамовцы приняли ленинградских одноклубников. Выиграв 3:2, грузинские футболисты обогнали оппонентов в турнирной таблице и сравнялись по очкам с «Динамо» московским. «Трактор», победивший с тем же счетом, тоже опередил соперника – и поднялся на четвертое место. Армейцы шли шестыми, экс-чемпион страны «Спартак» – седьмым, «Зенит» – 11-м, причем в последнем предвоенном матче 17 июня зенитовцы обыграли краснобелых на своем поле – 1:0.